Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Образовательные аспекты Евроазиатской интеграции. Часть №3. 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Образовательные аспекты Евроазиатской интеграции. Часть №3.

Сергей Переслегин

Геопланетарный канон и современные тренды глобального образования

 

           Как уже упоминалось, упадок традиционных форм образования в США и Европе обусловлен разрушением индустриальной системы деятельностей.

Кризис индустриальной фазы развития, датируемый 1967 – 1973 гг., проявился, прежде всего в области финансов:

  • 1967 год – Шестидневная война и кризис фунта стерлингов,

  • 1968 год – распад Золотого пула

  • 1969 год – револьвация марки и кризис франка

1971 год – кризис и девальвация доллара, приостановка конвертации доллара в золото

1973 год – Война Судного дня, девальвация доллара, нефтяной и энергетический кризис.

           Кризис был разрешен переходом к V технологическому укладу, основанному на вытеснении индустриальных производств в страны «Третьего мира», экспорте технологий вместо экспорта капитала[1], развитии экономики услуг и потребительского общества. Естественным развитием трендов, заложенных при формировании Ямайской валютно-финансовой системы, стали, с одной стороны, глобализация, с другой – европейская интеграция, то есть создание ЕС и инсталлирование бивалютного механизма «доллар – евро».

           Постиндустриальный мир не нуждался в индустриальном образовании, это образование вместе с технологиями активно вытеснялось в «Третий мир», при этом альтернативной модели образования создано не было. Кроме того, компьютерная революция и возникновение мировой информационной сети привели к полному устранению школы от решения задачи первичного окультуривания. К концу 1990-х годов в развитых странах диагностируется, что возраст потери познавательной активности[2] сместился от четырнадцати-пятнадцати лет, как это было поколением назад, к одиннадцати годам. Школа оказалась не в состоянии справиться с возникшим комплексом проблем, сводящихся к тому, что она, во-первых, перестала быть нужна обществу, поскольку общество перестало нуждаться в интеграции детей в индустриальные формы деятельности, а, во-вторых, перестала быть нужна детям, так как интеграция ребенка в социальную среду теперь происходила помимо нее. В этой ситуации нужда была выдана за добродетель: образование приобрело отчетливо имитационные черты, школа стала рассматриваться, как способ «упаковки» времени детей, система оценки знаний и навыков учащихся была предельно формализована и обезличена, и, в сущности, заменила собой, собственно, обучение. Одновременно, в области высшего образования наметился четкий тренд на коммерциализацию.

           Ситуация усугубилась кризисом монетарных экономических моделей в условиях глобализации. Потеря прямой связи между производственной и финансовой деятельностью, рост доли производных ценных бумаг в общем объеме финансовых активов, снижение роли материальных факторов в экономической деятельности, - все это привело к появлению своеобразного финансового аналога «темной материи». Возникли, так называемые,  новые формы капитала: человеческий, социальный, репутационный, брендовый, знаниевый и т.п. Из всего этого «финансового зоопарка» смысл имеет только понятие человеческого капитала и то только в рабовладельческом обществе. 

В рамках «нового монетаризма» были созданы концепции образования как услуги и образования, как инвестиции в человеческий капитал. Так появился рынок образования и соответствующие инициативы («GlobalEducation» и т.д.).

Кризис глобализации 2014 – 2015 гг. и кризис современной бивалютной финансовой системы 2008 – 2016 гг. поставили на повестку дня задачу преодоления постиндустриального мира.

Геопланетарный образовательный канон относится к следующему этапу развития общества – трансиндустриализму, миру «За-глобализацией», VI технологическому укладу.

 Этот канон готовит людей, способных работать в условиях господства аддитивных технологий и искусственного интеллекта в производстве средств производства. Это подразумевает сложные рынки и сложные системы хозяйствования, сложные «тензорные» деньги, неизмеримые, в том числе качественные и комплексные показатели эффективности. Этот канон обслуживает новые формы капитала, например, инфраструктурный или геоинженерный.

Как уже отмечалось, он основывается на постиндустриальной образовательной технологии сложных игр, опирается на технологию «образовательного блицкрига». Из постиндустриальных образовательных трендов широко используется тренд на дистантное образование: MIT, «Coursera» и т.д.

 

Проект инсталляции геопланетарного образовательного канона

 

Подведем итоги.

Новый геопланетарный образовательный канон – инструмент интеграционных процессов в современном  мире. Речь идет о формах интеграции, соразмерных Земле и альтернативных глобализации, неоколониализму и доминационному капитализму. Такая интеграция должна быть построена на иных принципах, нежели Европейский Союз, и, прежде всего, она должна быть организована в пространстве производственной деятельности, а не вокруг «общего рынка». Эта концепция подразумевает внимание к инфраструктурам и проектирует вокруг инфраструктур сложные цепочки деятельности.

Она отвечает социосистемному подходу, поскольку предполагает замыкание производственных циклов по невосполнимым ресурсам, сложный труд и «бережливое потребление» вместо «эффективного» перепроизводства.

  В этой связи геопланетарный канон должен готовить Хозяев планеты Земля:  Геоинженеров и прочих  Системных Интеграторов Земного шара, людей,  способных видеть  Землю, как целое, с многих фокусов, и проецировать это видение на локальные территории и населяющих их людей. Его экономической и хозяйственной основой является 6-й технологический уклад и представления о трансиндустриальном, инфраструктурном мире. Геопланетарный канон основывается на представлении об интеллекте, как о мере сложности и разнообразия общества.

В России сформулированы стратегические принципы перехода к новому образовательному канону:

1. Отказ от концепции образования, как услуги, переход к концепции образования, как групповой работы с картами и большими массивами данных (образование, как сложная коммуникация);

2. Юридическое признание правового статуса «молодых взрослых», возможность дистантного образования в любом возрасте;

3. Создание в сети Интернет сложной русскоязычной, позднее многоязычной, насыщенной информационно-обогащенной образовательной среды – распределенной энциклопедии знаний и библиотеки НИРов;

4. Свободный доступ к сети Интернет на всей  территории, охваченной евроазиатской интеграцией;

5. Создание системы больших образовательных Игр, он- и оффлайновых;

6. Редуцирование тестовой системы контроля образования до проверки «обязательного минимума знаний», впоследствии – полный отказ от нее в пользу персональных собеседований и экзаменационных игр;

7. Создание учебников,  как форматов прочтения мира. Создание новых учебников для каждого поколения школьников и студентов. Привлечение к этому процессу  обучаемых групп и персон, а не учителей и образовательных министерств.       

Менее разработана тактика становления нового образования. В настоящее время предлагаются:

  • Государственная программа для старших школьников: «Владей Землей и преобразовывай ее».

  • Создание сети школ с углубленным изучением географии, как пилотных учреждений инсталляции геопланетарного канона, разработка специальных программ для этих школ. В разработке программ должны принимать участие терраформирующие корпорации: Газпром, Роснефть, РусГидро, Росатом, РЖД. Необходимо привлечь также МЧС, Министерство природных ресурсов, Министерство Обороны.

  • Создание дистантных образовательных программ в рамках нового канона, привлечение к этой работу учителей, философов, инженеров. Обязательное привлечение пенсионеров, имеющих опыт работы в областях геологии, географии, инженерии

  • Мобилизация программистов и специалистов по серверам для создания многоязычной он-лайновой информационной базы нового канона.

  • Создание образовательных сериалов и развлекательных сериалов с геопланетарным содержанием в рамках государственного и межгосударственного заказа, привлечение к этому проекту Банка БРИКС.

 

 


[1] В рамках марксистской картины мира можно проследить три стадии развития капиталистических отношений. На первой стадии (капитализм свободной конкуренции) экспортируются товары. На второй, империалистической, - капиталы. В 1973 году произошел переход к третьей стадии, доминационной: экспорт капиталов сменился экспортом технологий. Интересно, что параллельно менялась колониальная система – классический геополитический колониализм, геоэкономический неоколониализм, глобализационный колониализм постиндустриальной эпохи, когда, в сущности, остается только одна метрополия, подвергающая неоколониальной эксплуатации весь мир.

[2] Познавательная активность остается высокой, пока ребенок не приходит в относительное информационное равновесие с социальной средой, то есть не начинает уверенно чувствовать себя в окружающем мире без ежеминутной помощи взрослых. После этого ребенок перестает активно нуждаться в приобретении знаний и начинает предпочитать учебе, деятельность, коммуникацию, развлечения. Ранее выравнивание информационных потенциалов происходило на грани подросткового и юношеского возраста, и, поэтому, потеря познавательной активности ошибочно связывалось психологами с половым созреванием. С появлением телевидения, затем Интернета и, наконец, социальных сетей информационное насыщение резко сдвинулась в возраст биологического детства. Эти революционные изменения возрастной психологии, подрывающие традиционную модель школьного образования, не были своевременно отрефлектированы. Ситуация усугубляется кризисом «цивилизации книги» и прогрессирующим разрушением логического мышления, о чем шла речь выше.