Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Разведчик ГРУ Анатолий Днепров и его потрясающая «Суэма» - это настоящая революция в советской фантастике тех лет. 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Разведчик ГРУ Анатолий Днепров и его потрясающая «Суэма» - это настоящая революция в советской фантастике тех лет.

«Суэма» - это первая научно фантастическая повесть Анатолия Днепрова, написанная в далеком 1958-м году, и сразу же сделавшая имя этого бывшего военного разведчика известным не только в СССР, но и во всем мире. Дело в том, что за границей, в том числе и капиталистических странах, это произведение издавалось в два раза чаще, чем на родине писателя.

Анатолий Петрович Днепров в разные годы своей жизни

Анатолий Петрович Днепров (1919-1975 гг.) – один из самых неоднозначных советских писателей-фантастов. Он не был «кабинетным писателем», как многие другие, и прошел мощную школу жизни во время Великой Отечественной войны. Правда, он не сражался в окопах, но выполнял очень ответственную работу в качестве разведчика.

И опять-таки, хоть он и был шпионом, но не в стане врага, а в стане союзников – в 1943-м году ему удалось внедриться в штаб американского генерала Эйзенхауэра, который вел свои армии сначала в Северной Африке против Роммеля, а затем в Италии, куда союзники высадились в том же году.

Таким Анатолий Мицкевич (Днепров), референт-переводчик маршала Жукова (слева от него), запечатлен на исторических кадрах кинохроники подписания капитуляции в Карлхорсте в ночь с 8 на 9 мая 1945 года.

Какие секреты разведывал Анатолий Днепров у наших «братьев по оружию» - достоверно неизвестно, но наше командование оценило его работу Орденом Отечественной войны. Также он был участником капитуляций двух держав – Германии в мае 1945-го и Японии в сентябре того же года. То есть он был переводчиком у маршала Жукова в первом случае, и у маршала Василевского – во втором.

Кстати, настоящая фамилия Анатолия Днепрова – Мицкевич, родился он в Днепропетровске (тогдашнем Екатеринославе) в 1919-м, и хотел стать ученым, для чего в конце 30-х уехал в Москву, и закончил физический факультет МГУ в 1941-м. Но война сломала надежду на мирное развитие карьеры - Анатолий Петрович ушел на нее добровольцем.

Антология фантастики "Дорога в сто парсеков", 1959 г., в которой был впервые (помимо журнального варианта) была опубликована повесть А. Днепрова "Суэма"

Однако толком повоевать будущему фантасту не удалось – его отправили на спецкурсы иностранных языков, потом зачислили в военный институт по той же специальности, и к 1943 году он стал агентом ГРУ, выполняя в интересах этого ведомства разные задания, сущность которых засекречена до сих пор.

После войны Днепров-Мицкевич служил в ГРУ до самого 1956 года, пребывая в должности начальника одного из секретных НИИ, попутно защитил кандидатскую диссертацию в сфере физико-математических наук, но военным так и не стал. После увольнения из армии пытался развивать научную карьеру и даже находился на очень высоких должностях в Институте металлургии, а затем в Госэкономсовете Совета министров СССР, но в итоге эту линию своей карьеры забросил, и стал одним из редакторов журнала «Техника – молодежи».

Второе книжное издание "Суэмы" в авторском сборнике "Уравнения Максвелла", 1960 г.

Дело в том, что 1958-й год стал началом совсем другой карьеры Днепрова, когда он написал свои первые рассказы «Кораблекрушение», «Крабы идут по острову» и повесть «Суэма». Эти произведения были настолько значительными для тех времен в научном плане, что даже как-то не придавалось значения тому, что они были фантастическими. Особенно читателей поразила повесть «Суэма» в которой впервые на популярном уровне поднимаются проблемы кибернетики.

Существует ошибочное мнение, что в 50-е годы кибернетика в СССР не развивалась. На самом деле она у нас развивалась, причем семимильными шагами. А как бы без кибернетики советские ученые запустили в Космос спутники, а потом и полноценные космические корабли? Да и самое современное оружие, включая и ядерные бомбы, без кибернетики тоже построить не удалось бы.

Третье русскоязычное издание повести "Суэма" в авторском сборнике "Пурпурная мумия", 1965 г.

Вот как раз Днепров в своей «Суэме» впервые и поднял на щит тему кибернетики, причем самого высокого уровня. Главный герой повести создал в практически домашних условиях робота-андроида, который мог заменить человека в некоторых областях, например, он мог вести домашнее хозяйство. Но этот робот оказался не простым механизмом с определенной программой в своих электронных мозгах, а имел способность к самообучению.

С одной стороны это очень хорошее качество для электронного механизма, и идея самообучаемости роботов была озвучена в советской фантастике впервые именно Днепровым. Правда, в Америке на эту же тему уже творил Айзек Азимов, но он поднимал совсем другие темы в сфере робототехники. И я не знаю – имел ли Днепров возможность ознакомиться с творчеством американца – у нас в 50-е его книги не издавались, хотя могли попадать в СССР на языке оригинала.

Четвертое издание "Суэмы" на русском языке, 1969 г.

Но не в этом суть дела. А суть в том, что у нас Анатолий Днепров был пионером, и именно из его «кибернетической» фантастики вышло целое сонмище писателей-фантастов, которые оседлали тему роботов, а потом развили ее в самых разных направлениях.

Но вернемся к сюжету повести. Вообще-то это очень маленькая повесть, я бы ее считал просто большим рассказом на 30 страниц, однако она настолько содержательная, как наброски к произведению именно крупных форм. Жаль, что Днепров не поработал над этим своим произведением и не расширил его рамки.

Пятое издание "Суэмы" в авторском сборнике "Формула бессмертия", 1972 г.

Итак, главный герой создал самообучаемого робота, который в один прекрасный момент изъявил желание собирать информацию из окружающего его мира самостоятельно, и одним из первых его намерений было расколоть голову своего создателя и изучить его мозг. Изумленному кибернетику повезло – он сумел разрушить своего электронного монстра, прежде чем тот добрался до него со скальпелем в манипуляторе.

Некоторое время главный герой мучился в поисках вопроса – что же он сделал не так, что его детище повело себя совершенно непредсказуемо и так агрессивно. Но его попутчик по купе в поезде, на котором он сбежал от своего поражения на отдых в Сухуми, выслушав этот интересный рассказ, сразу понял, в чем дело. Он был литератором, и хорошо понимал суть вещей, поэтому он и предположил, что кибернетик, наделив свое электронное детище мощным двигателем, просто забыл его оборудовать еще и тормозами.

«- Мне кажется, что ваша Суэма в какой-то степени походила на автомобиль без тормозов. Вы представляете, какие жертвы бывают, когда вдруг у автомобиля отказывают тормоза?»

Ученый внезапно замер в раздумьях, а затем радостно оживился:

«- Да-да, - сказал он, вставая и потирая руки. - Как я об этом не подумал раньше? Ведь нервная деятельность человека регулируется двумя противодействующими процессами - возбуждением и торможением. Люди, у которых отсутствует торможение, часто совершают преступления. Точь-в-точь как моя Суэма!»

Ну и, конечно же, в его мозгу уже возникла идея, как доработать своего сорвавшегося с катушек робота.

«- Спасибо вам! Вы подали мне замечательную мысль. Оказывается, я просто не предусмотрел в схеме Суэмы разделов, которые бы контролировали целесообразность и разумность ее действий! Нужно, чтобы заранее составленные программы определяли ее поведение - тогда она станет совершенно безопасной для человека. Это и будет аналогом нашего торможения».

В общем, повесть как для тех времен получилась ошеломительной. Имя Анатолия Днепрова сразу же всплыло на просторах тогдашней советской фантастики в качестве чуть ли не нарицательного, и он быстро стал одним из ее флагманов. И это несколько удивительно, потому что Днепров писал только рассказы и небольшие повести, тогда как почти все тогдашние советские писатели становились известными только после публикации романов.

Но как бы там ни было, а после своего первого успеха Анатолий Днепров полностью переключился на литературную деятельность, публиковал свои произведения в самых разных журналах, в них же и работал. Временами, правда, занимал должности в научно-исследовательских учреждениях, но эта работа скорее нужна была ему для получения новых научных знаний, которые он использовал в своих фантастических рассказах и повестях.

Два издания "Суэмы" на языках народов СССР - украинском (1965 г.) и литовском (1976 г.)

Всего за менее чем 20 лет своей литературной деятельности Анатолий Днепров написал 11 научно-фантастических повестей и 55 рассказов, очень многие из которых сегодня считаются классикой жанра. Правда, самым первым его произведением был роман (или скорее повесть) «По ту сторону войны (1943-1945)», который Днепров написал, еще будучи на военной службе, но вышедший только в 2017 году. Это произведение чисто публицистическое, то есть документальное, и рассказывает о некоторых аспектах Второй Мировой войны в Европе. Почему эта интересная повесть так долго находилась под спудом – неизвестно.

В заключение следует сказать, что повесть «Суэма» впервые была опубликована в 11-м номере журнала «Молодая гвардия» за 1958-й год, в следующем году вышла в антологии фантастики «Дорога в сто парсеков», а 1960-м – в авторском сборнике «Уравнения Максвелла». Затем повесть переиздавалась в СССР еще пять раз: в 1965-м – дважды, в том числе и на украинском языке, в 1976-м – на литовском языке, и снова на русском - в 1969-м и 1972-м годах.

Одновременно это произведение издавалось в антологиях советской фантастики и на других языках, и с 1960 по 1986 гг. вышло на английском, французском, польском, чешском, бенгальском и испанском, причем на некоторых языках – по нескольку раз в разные годы.

Умер Анатолий Петрович Днепров в 1975 году (что-то с сердцем) и похоронен в Москве. После него осталось множество книг и публикаций, а также звание одного из самых заметных отечественных фантастов.

источник