Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -История создания «Советского шампанского». 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

История создания «Советского шампанского».



«Советское шампанское» было создано в 1928 году. Как и было принято в то время, распоряжение о начале производства подписал Иосиф Сталин. В массовой продаже игристое вино появилось в 1937 году, официально эта дата считается стартом массового выпуска шампанского. Но его производство началось ещё в царской России.

Крымское шампанское князя Голицына
После нескольких неудачных попыток произвести русский игристый напиток в 19 веке, на некоторое время про шампанское забыли. Аристократы пили зарубежное вино. В то время оптовая цена на шампанское составляла около двух рублей за бутылку, при том что зарплата служащего в 10-15 рублей считалась вполне хорошей.


Восстановить выпуск отечественного шампанского и даже бросить вызов французам смог князь Лев Голицын. На протяжении десяти лет он вёл селекционную работу на площади свыше 20 гектаров в своем крымском имении «Новый свет».

Под этим же названием Голицын выпустил одну из первых марок шампанского. В 1896 году этот напиток подавали на званом ужине по случаю коронации Николая II, после чего вину был присвоен титул «Коронационное».



Создавая шампанское, Голицын не следовал никаким рекомендациям, предпочитая всё делать по-своему. Из пятисот сортов винограда он выделил пять и начал из них производить игристое вино. В 1899 году он выпустиллегендарный тираж «Парадиз» в 60 тысяч бутылок, который через год поразил французских виноделов.

В 1900 году он привёз шампанское от России на Всемирную промышленную выставку в Париж. Многие недоумевали, как Голицын решился противопоставить французским винам никому не известный сорт крымского шампанского.

В конкурсе производители представляли вина в бутылках, обмотанных фольгой, чтобы скрыть название. Согласно легенде, когда председатель комиссии снял фольгу, под ней находилась типичная французская бутылка, что вызвало восторг у присутствующих.

Однако, когда её перевернули, на дне под защитной этикеткой была выгравирована надпись «”Новый свет”, завод Князя Голицына».

Впервые за всю историю дегустационных конкурсов шампанского единогласно гран при (серебряную вазу) и большую золотую медаль получило русское шампанское.

Несмотря на такой успех, к концу жизни Голицын разорился. Своё имение он передал в дар Николаю II, попросив создать в нём академию русского виноделия. Однако к восстановлению производства вернулось уже советское правительство в 1930-х годах.



Государственный план по созданию советского шампанского

Продемонстрировав всему миру высокое качество вина, русское шампанское продолжало оставаться элитным напитком для богатых людей. В этом была виновата техника бутылочного производства, которое занимает несколько лет.

За время созревания шампанское проходило через три-четыре тары. Поэтому вино в каждой бутылке приобретало индивидуальный вкус. Из-за столь длительного и трудоёмкого процесса шампанское долгое время оставалось малодоступным.

С приходом к власти коммунистов буржуазный напиток и вовсе исчез. Только после отмены сухого закона в 1924 году об игристом вине вновь вспомнили. Но опыт производства был безнадёжно утерян.

Страну наводнили крепленые вина, которые некоторые производители даже пытались газировать. В итоге на уровне правительства было дано задание разработать шампанское для массового потребления — скороспелое и дешевое.

Эту задачу поручили Антону Фролову-Багрееву — учёному-виноделу, специалисту по игристым винам. В тот момент он возглавлял винодельческий совхоз «Абрау-Дюрсо», созданный в 1920 году на основе бывшего царского имения.



Учёный лично был знаком с Голицыным и хорошо знал технологию. Также на несколько месяцев он поехал учиться производству в Европу.

Ему принадлежит открытие советского резервуарного метода производства игристых вин, за которое в 1942 году он получил Государственную премию СССР. За счёт того, что брожение происходило не в отдельной бутылке, а в резервуаре, процесс изготовления становился массовым, менее трудозатратным, а главное — на него уходило меньше месяца. Так Фролов-Багреев создал дешёвое шампанское для массового потребления.

Первый тираж «Советского шампанского» составил 36 тысяч бутылок и был выпущен в 1928 году. Еще девять лет потребовалось на то, чтобы вино стало общедоступным и появилось в продаже по всей стране.

В одном из документов того времени было обозначено следующее: «Товарищ Сталин сказал, что стахановцы зарабатывают сейчас много денег, также много зарабатывают инженеры и трудящиеся. И если они захотят шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское ведь это признак материального благополучия и зажиточности».

На заседании Политбюро в 1936 году было принято постановление «О производстве Советского шампанского, десертных и столовых вин». С этого момента началось широкое производство «Советского шампанского» на имеющихся винодельческих заводах страны и строительство новых производств во всех крупных городах СССР.

Объяснялось это решение тем, что материалы для приготовления вина было перевозить выгоднее, чем готовую продукцию. То, что транспортировка заготовок могла снизить качество будущего шампанского, мало интересовало руководство.

Результаты строительства новых заводов не заставили себя ждать. Если в 1936 году было произведено 300 тысяч бутылок шампанского, в 1940 году — уже восемь миллионов, в 1956 году — 27,3 млн, в 1969 году — 79,2 млн, а в 1980 году — 177 млн.

Первая бутылка «Советского шампанского» была выпущена на Донском заводе шампанских вин в Ростове.



Далее последовало строительство заводов в Горьком, Тбилиси и Харькове. За три года производство шампанского выросло в полтора раза. Вскоре эта марка производилась на каждом винодельческом заводе страны.

Хотя основные стандарты сохранялись, вкус вина отличался в зависимости от города выпуска. Шампанское было легко купить в любом магазине, в какой-то момент оно даже продавалось на розлив.

Согласно ещё одной легенде, в 1945 году Сталин лично дал поручение, чтобы советский народ в День Победы пил только шампанское. Никто достоверно не знает, было ли дано такое распоряжение, однако праздник действительно отмечали «Советским шампанским».

Прежде чем присудить Государственную премию, Сталин просматривал списки кандидатов, среди которых был завод шампанских вин. Вождь лично решил продегустировать игристое.

Как говорят историки, «отцу народов» не понравился кислый вкус брюта, о чём стало известно на заводе. Спешно вино было подслащено, после чего Сталин его и одобрил. Завод получил премию, а у шампанского появился вкус «полусладкое».

По статистике, до сих пор больше половины жителей бывшего СССР отдают предпочтение сладкому шампанскому. Около 30% покупают полусухое и не более 20% выбирают кисловатый брют.

Тогда как в остальном мире именно сухое игристое вино является лидером среди всех видов вин. Кроме того, до 1988 года «Советское шампанское» разливалось в бутылки ёмкостью 0,8 и 0,4 литра. В отличие от всего мира, где стандартом для игристых вин всегда была тара в 0,75 литров.



В 1940 году советские виноделы начали трудиться над новой технологией производства — шампанизации вина в непрерывном потоке. Только через 14 лет на Московском заводе шампанских вин эксперимент удачно завершился.

В результате чего потери вина сократились на 50%, производительность повысилась на 230%, стоимость бутылки снизилась на 20%. Вкус шампанского улучшился за счёт того, что в вине пропал привкус дрожжей.

Год от года производство игристого вина росло вместе с качеством продукции, ведь само государство благоволило этой отрасли. В конце 1940 — начале 1950 годов было выпущено несколько постановлений Совета Министров СССР, суть которых сводилась к «развитию производства» и «улучшению качества». «Советское шампанское» не просто активно рекламировалось, оно рекомендовалось к употреблению.

На различных международных конкурсах отечественное игристое завоевало более 200 золотых и серебряных медалей. Некоторые западные страны, включая Испанию и Германию, закупили лицензию на способ производства шампанского, разработанный советскими виноделами.

В 1975 году к ним присоединилась легендарная французская компания Moet, которая также изучила производство игристого вина по советскому методу. Кроме того, осуществлялся экспорт отечественного игристого — в 1980 году он составил около девяти миллионов бутылок.



В пропаганде «Советского шампанского» активную роль играл кинематограф. Ни один новогодний фильм не обходился без легендарной зелёной бутылки.



Споры из-за названия «Советского шампанского»

Огромные потери ждали производителей шампанского в 1985-1987-х годах. В СССР проходила антиалкогольная кампания. Помимо массового отказа от спиртного, в конце 1980-х годов было вырублено огромное количество виноградников во всех республиках Советского Союза.

Взамен не было посажено ни одного дерева. Среднегодовой сбор винограда упал в два раза. Качество «Советского шампанского» сильно пострадало. До сих пор винодельческие заводы вынуждены частично закупать сырьё за границей.

Несмотря на международное признание, с 1988 года межпрофессиональный комитет вин Шампани, созданный для защиты слова champagne, пытается запретить написание этого термина на этикетках отечественных бутылок. Им уже удалось добиться этого в Евросоюзе, Южной Африке, Австралии, Чили и Канаде.

По мнению французских виноделов, право так называться есть только у тех вин, для которых использовался виноград, собранный на плантациях в Шампани. С 1996 года российские производители не имеют права указывать на бутылках слово «шампанское» на английском или французском языках.

Но комитет пошёл на большую уступку, разрешив использовать термин, написанный кириллицей, что не даёт возможности поставлять вина под таким названием на экспорт. Так в России сохранилось название «Советское шампанское», а за рубежом используется «Советское игристое».



Но и это послабление — временный выход. В 2010 году Госдума рассматривала проект, в котором предусматривался полный отказ от терминов «шампанское» и «коньяк» (к нему у французов тоже есть претензии), даже написанных на кириллице. По задумке это должно было произойти к 2016 году. Однако проект принят не был.

В 2016 году в прессе писали, что Франция предложила России ослабить экономические санкции в ответ на полный отказ от терминов «коньяк» и «шампанское». В дальнейшем эта идея развития не получила.

1454926821-bl_jpg_576x288_crop_q100.jpg

«Советское шампанское» в наше время

После распада СССР заводы России, Белоруссии и Украины приобрели равные права на использование торговой марки «Советское шампанское» и продолжили традицию его изготовления. В России правообладателем торговой марки стало предприятие «Союзплодимпорт».

В 2004 году оно заключило договоры и выдало лицензию на выпуск «Советского шампанского» восьми производителям, которые обязались выплачивать роялти от двух до пяти рублей за бутылку. По данным Росстата, в 2007 году было произведено 21,6 млн бутылок игристых вин, почти 8,5 млн из них составило «Советское шампанское».

В отличие от знаменитого бренда, марку «Российское шампанское» могут выпускать любые производители. Поэтому те, кто не получил лицензии, предпочли делать игристые вина под собственными брендами или маркой «Российское шампанское». Многих покупателей вводят в заблуждение почти идентичные этикетки обоих брендов.

В 2009 году лицензию на производство игристого вина под маркой «Советское» получила компания «Винэксим» — производитель водки «Путинка». Согласно договору, за каждую проданную бутылку «Союзплодоимпорт» получал 1,32 рубля.

За год до соглашения четыре предприятия, выпускающие «Советское шампанское» по договорам с «Союзплодоимпортом», пытались предотвратить сделку.

Они направили совместное письмо с жалобой занимавшему в тот момент должность премьер-министра Владимиру Путину. Глава «Союзплодоимпорта» прокомментировал это решение тем, что его предприятие недовольно рекламой марки и задержками выплат роялти.

В 2010 году между «Союзплодоимпортом» и рекламным агентством «Кауфман продакшн», принадлежавшим «Винэксим», разгорелся конфликт, который дошёл до суда.

Истец хотел взыскать с агентства более 37 миллионов рублей за лицензию на использование товарного знака «Советское шампанское». «Союзплодоимпорт» было недовольно тем, что после получения лицензии, объём производства бренда снизился в два раза. Спустя несколько месяцев иск был отозван.

С 2016 года дистрибьютором «Советского шампанского» стала компания «Статус-групп», которая специализируется на работе с алкоголем эконом-сегмента. В том же году Ассоциация производителей игристых вин установила минимальную цену: рыночная стоимость бутылки в 0,75 литра не может быть ниже, чем 164 рубля.

Сейчас «Советское шампанское» производится в трёх видах — полусладкое, полусухое и брют. Но продажи по всему рынку игристых вин продолжают падать. По данным Росстата, с 2011 по 2015 годы они снизились на 17%.

В 2016 году производство шампанского упало на восемь процентов. Почти на семь процентов по сравнению с предыдущим годом уменьшились продажи, хотя импорт игристого вина вырос более чем на четыре с половиной процента.

Источник