Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -История «потешного» движения в Российской Империи. 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

История «потешного» движения в Российской Империи.

История развития «потешного» движения в России началась в январе 1908 года, когда Император Николай II высказал Высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки её к военной службе. Царский наказ воплотил в жизнь выдающийся педагог Антиох Андреевич Луцкевич, который нашел в этом деле много подражателей.

Разработанная им российская система военно-патриотического воспитания детей и юношества называлась «бахмутским движением», поскольку А.А. Луцкевич начал её внедрять, работая инспектором народных училищ в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии.

Группа «потешных» 110-го пехотного Камского полка.

 

«Потешные» с законоучителем и офицерами-воспитателями у здания 2-х классной церковно-приходской школы.

«Потешная» рота во время завтрака в летнем лагере.

Вскоре движение «потешных» охватило всю страну. Очень примечательно, что «потешные» подразделения попадали дети в возрасте 10-16 лет из всех сословий Российской империи – дворянского, купеческого, мещанского, крестьянского и казаческого, т.е. появилась реальная возможность получить отличное образование детям из беднейших семей.

В «потешных» подразделениях мальчики обучались не только основным учебным дисциплинам того времени, но и занимались военным строем, хоровым пением военных песен, военной гимнастикой, изучали ружейные приёмы и другие специальные военные дисциплины под руководством отставных, а в большинстве случаев и действующих офицеров. Гвардейские и армейские полки устанавливали свое шефство над «потешными» и назначали в них штатных офицеров-воспитателей.

«Потешные» играют в кегли на площадке у палаток летнего лагеря.

 

«Потешные» во время игр на прогулке (в центре – «гигантские шаги»).

 

«Потешные» во время занятий гимнастикой на спортивной площадке летнего лагеря.

«Потешные» подразделения организуются при многих воинских частях: Семеновском и Путивльском полках, 1-м Туркестанском армейском корпусе, Каспийской флотилии и т.д. Отряды, команды, батальоны, роты, школы, войска возникали по всей стране: Кронштадт, Севастополь, Томск, Барановичи, Ташкент, Иркутск, Баку.

Отряд «потешных» 148 пехотного Каспийского полка во время занятий с винтовками

Воспитанники 148 пехотного Каспийского полка на привале у костра в ожидании обеда

Группа «потешных »148 пехотного Каспийского полка ставит палатку

22 мая 1910 г. Император Николай II устроил в Царском Селе смотр бахмутскому «классу военного строя» («1-й народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича»). Этот смотр дал толчок дальнейшему развитию «потешного» движения. Было решено устроить в 1911 г. смотр всем российским потешным. За подготовку этого смотра с большой энергией взялся подполковник С.И. Назимов. Он объездил всю Россию, давал инструкции, и его заслуга, что смотр прошел удачно.

Группа «потешных» во время занятий по освоению приёмов штыкового боя.

«Потешная» рота в строю.

.

Один из взводов «потешной» роты после окончания строевых занятий.

«На тулее фуражки вместо солдатской кокарды был сложный вензель из перекрещивающихся двух латинских букв “Р”, причем вверх этой пары был одновременно горизонтально лежащей буквой “Е”. Таким образом, этот вензель обозначал: “Peter Primus — Ekaterina Seconda”, “Seconda” — поскольку под этой буквой ввязана была римская цифра II. Если мне не изменяет память, то и на пряжке ремня был тот же вензель. Погоны были цвета, соответствующего цвету гвардейских <…> полков, причем они нашивались на обычные гимнастерки» - Р.А. Абасалиев «История 148 пехотного Каспийского полка».

Мл. унтер-офицер 148 пехотного Каспийского полка во время занятий с воспитанником.

«Потешная» рота Байрамчиского, Аккерманского уездного воинского начальника

 

.

Воспитанник 148 пехотного Каспийского полка с ружьем на плече.

Однако активная патриотическая направленность деятельности «потешных» устраивала далеко не всех. Несмотря на поддержку российского правительства и значительной части русского общества, некоторые «либерально» настроенные представители власти на местах выступали против военных формирований молодежи.

Идея создания «потешных войск» критиковалась в газетах и журналах либеральной направленности, которые утверждали, что «создание подобных отрядов в учебных заведениях вносит дух солдафонства, причиняет ущерб преподаванию общеобразовательных дисциплин, дети страдают от муштры, а занятия для них становятся делом второстепенным» (ред. – не правда ли, знакомые аргументы, такие же звучат при обсуждении вопроса о введении в современной средней школе уроков начальной военной подготовки и гражданской обороны).

«Потешные» во время занятий гимнастикой на площадке летнего лагеря.

«Потешные» выполняют упражнения с флажками (сокольская гимнастика).

 

«Потешные» во время занятий гимнастикой на площадке летнего лагеря.

Институт «потешных» просуществовал до революции 1917 года – под непрерывным огнем либеральной критики, а зачастую и при активном противодействии местных властей. Несмотря на негативное отношение части общества, движение динамично развивалось, в нем участвовали десятки тысяч детей. Несомненно, оно сыграло положительную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

«Потешные» во время занятий гимнастикой на спортивных снарядах площадки летнего лагеря.

Источник