Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Москву ждут грандиозные изменения, сравнимые с 1930-ми. 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Москву ждут грандиозные изменения, сравнимые с 1930-ми.

От комплекса «Москва-Сити» в сторону Мневников будет застроена площадь, как второе Садовое кольцо (только из небоскребов и просто высоток), небоскребы появятся в Южном и Северном речных портах, набережные тоже застроят, высотные доминанты появятся и на площадках под реновацию (их более 30). «Наша цель — превращение Москвы в ультрасовременный мегаполис», — заявил главный архитектор Сергей Кузнецов на public talk «Изменение архитектурного облика Москвы». Похоже, нам не грозит уютная прелесть европейских столиц.



«Всё, что выходит за пределы ТТК, городом назвать откровенно сложно»

27 апреля в Москве состоялся public talk «Изменение архитектурного облика Москвы» с участием главного архитектора столицы Сергея Кузнецова и главы Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий экономического факультета МГУ Сергея Капкова. Они рассказали, как уже изменился и как еще изменится город в ближайшее время. Циан.Журнал посетил мероприятие и записал самые интересные тезисы.

Сейчас «всё, что выходит за пределы ТТК, городом назвать откровенно сложно», считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. С ним согласен Сергей Капков: «Массовая застройка на сегодняшний момент уникально безликая, уникально неживая, безатмосферная. В ней отсутствуют тактильные ощущения города». Но все должно чудесным образом измениться, «Москва в перспективе 10–15 лет — это абсолютно другой город», — заявил главный архитектор. «Город не видел таких масштабных изменений с 1930-х годов».


«Никуда не деться от удешевления и рационализации»

Чтобы переделать безликую Москву на ультрасовременную, по мнению главного архитектора, строить надо много — «вал», все выше и выше. И все дешевле.

«Надо постоянно строить некий вал [нового жилья], потому что люди нуждаются в улучшении жилищных условий, в пространстве для работы и исполнения прочих функций. Вопрос — как реагировать на этот рост: понятно, что нам никуда не деться от того, что город должен застраиваться».


Сергей Кузнецов/Фото: mos.ru

Тем не менее плодить безликую массу домов московские чиновники не хотят, задача — делать интересно: основной вызов современной архитектуре — поиск айдентики, качества, дизайна массового жилья. Массовое должно порождать «нормальный, интересный город, а не просто некие спальные районы — спасибо, что не трущобы», заметил Сергей Кузнецов. Не должно быть ни однообразных, ни скучных решений.

Избежать однообразия, видимо, помогут высотки. Строить, по мнению Сергея Кузнецова, можно только ввысь: «город развивать вширь бессмысленно, потому что это нерационально и все знают, что это полная глупость. Поэтому город будет расти вверх. Будут неизбежно появляться интересные знаковые вещи, потому что то, что высоко и заметно, должно быть интересно».

Знаково, качественно и интересно обычно подразумевает «дорого». Но не в случае массовой застройки: судя «по набору скорости этой массовой застройки, мы понимаем, что от удешевления и рационализации процессов деться никуда невозможно». Хотя Сергей Кузнецов и признает, что проблемы качества массовой застройки «стали одними из самых острых, и это касается не только российских городов, но и вообще всех городов в мире».

Массово, дешево и качественно — да, было бы идеально. Пока об этом приходится только мечтать.

«Урбанистика — это не замена асфальта на плитку, а смена приоритетов в развитии города»

Но есть и другой взгляд на развитие города — на то, что происходит, и на то, каким путем может развиваться столица. Его частично озвучил Сергей Капков, урбанист, экс-министр правительства Москвы, экс-директор Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, широко известный преобразованием парка в знаковое столичное место.


Сергей Капков/Фото: Svklimkin, CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

«Мне кажется, будущее развитие Москвы — это комплексное развитие районов и тонкие архитектурные проекты», — полагает он. По его мнению, городские проекты, которые формируют лицо города, становятся знаковыми — это театры, музеи, парки. «Урбанистика — это не замена асфальта на плитку, а смена приоритетов в развитии города».

Сейчас многие новые районы «становятся гетто, районами входа в Москву, куда приезжают мигранты из регионов России и дальнего зарубежья». «Чтобы совершенно не загадить периферийные районы города (что массово происходит на присоединенной территории Москвы), думаю, что [нужны] логичные большие проекты по созданию районов и кварталов в одной стилистике, в разной этажности, со своей социальной сферой и понятным прогнозом, кто может эти квартиры купить».

«Пандемия заставит людей жить в своих районах»

Сергей Капков считает, что пандемия изменила образ жизни людей и изменит концепцию городов. Он привел в пример концепцию 15-минутного города: когда все, что нужно человеку для полноценной и комфортной жизни, находится в 15 минутах от него: рабочее место, кафе, поликлиника, школа, магазины. С удаленной работой неважно, где живет человек — был бы транспорт.

Ссылаясь на данные «Яндекса», урбанист отметил, что в течение трех лет в три раза вырастет число курьеров. Уже возник огромный спрос на складские помещения внутри города. Будущее торговых центров в такой ситуации неясно, но изменится политика первых этажей в жилых домах — они приобретут большую важность для людей, которым не требуется ежедневно уезжать из своего района в Москву в офис.

ЦИТАТА

«Полно примеров, когда здания абсолютно не принимались обществом — центр Помпиду или музей Гуггенхайма. Потом они становились бестселлерами и заново формировали облик города. В Москве так же было с высотками — они наотрез не принимались, а потом становились визитной карточкой города».

Николай Ляшенко, архитектор, один из основателей архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», модератор мероприятия



Центр Жоржа Помпиду, Париж


Музей Гуггенхайма в Бильбао

Позже перешли к повестке дня: если учесть, что строится безумное количество квадратных метров (они, безусловно, все необходимы, уточнил Николай Ляшенко), как разделить их на массовую и уникальную застройку? Где будет востребована уникальность, а где — типовая массовость? Отвечая на эти вопросы, Сергей Кузнецов и Сергей Капков сказали немало неожиданного.

«Наша сверхзадача — полицентризм»

Комментируя вопрос о новых знаковых отметках на карте Москвы, Сергей Кузнецов уточнил: «Мы привыкли, что в городе есть центр. Наша сверхзадача — полицентризм, перераспределение центров. Москва этим уже занимается. Перечисленные проекты — очень маленькая часть того, что сейчас в городе делается: исторический центр, «Москва-Сити», район Лужников, Южный порт, Коммунарка, Сколково… А если считать еще и проекты реновации и разные транспортные артерии, то покрыть отметками можно всю карту города».

Сергей Кузнецов привел целый список крупных проектов:

— Проект Большого Сити, в который, в том числе, входит территория Бадаевского завода. Площадь проекта сопоставима с внутренними размерами Садового кольца, развивается от «Москва-Сити» в сторону Мневников на запад и северо-запад, а по экономическому потенциалу превышает территорию в пределах Садового кольца.


Проект многофункционального жилого комплекса на территории Бадаевского завода, концепция — Herzog & de Meuron/Изображение stroi.mos.ru

— Москва-река и ее новые набережные.

— Промзона ГКНПЦ имени Хруничева, где появится «космический центр с очень большой высоткой».




Национальный космический центр на территории Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева, проект бюро UNK project/Изображение: stroi.mos.ru

— Мневниковская пойма, где запланированы тематический парк, много спортивных объектов и «большая застройка».

— Территория Южного порта — одна из самых больших территорий в Москве, которая «всегда была серьезной затычкой на карте развития юго-востока города: слишком мало дорог и много промзон».


Один из проектов застройки территории Южного порта




Один из проектов застройки Южного порта/Изображение: stroimos.ru

— Будет интенсивно застроена территория Северного порта. Сейчас она в запущенном состоянии.


Один из проектов развития Северного порта

— Коммунарка сейчас ассоциируется с больницей, но изначально это тоже один из городских центров.




Проект префектуры ТиНАО с офисным центром/Изображение: mos.ru

— Транспортные узлы, включая МЦД и БКЛ.




Проект станции метро «Новомосковская»/Изображение: Дептранс

— Объекты культуры: «ни один город мира сегодня не строит столько объектов культуры, сколько Москва». Самые заметные — Музей Кремля, новый корпус Третьяковской галереи (и в Лаврушинском переулке, и на Крымском Валу), проект пристройки Пушкинского музея, проект ГЭС-2.

«Москвичи отличаются от россиян, и не всегда в лучшую сторону»

Напоследок эксперты обсудили грядущие в ближайшие 10 лет изменения. Они признали, что быстрых трансформаций архитектуры ждать не стоит: в ближайшие годы здания будут строиться в соответствии с разрешениями, выданными сегодня, — следовательно, никаких изменений.

Одним из решений проблемы пробок помимо развития общественного транспорта участники назвали появление доступного такси — по их словам, сейчас «шашечек» на дорогах стало намного больше.


Проект станции метро «Кленовый бульвар 2» (консорциум Zaha Hadid Architects Ltd)/Изображение: mos.ru

Кроме того, для пешеходов развиваются набережные Москвы-реки, Яузы и Химкинского водохранилища. В скором времени появится большой пешеходный маршрут из центра на север города, а также будет запущено регулярное пассажирское движение по Москве-реке. А вот удобным для проезда на машине город сделать уже нереально: дорожные ресурсы себя исчерпали. Сегодня автомобилизация населения Москвы — 400 машин на 1 тыс. жителей (дорожная сеть проектировалась в 60–70-х годах прошлого века — тогда этот показатель был в 10 раз ниже и все равно считался завышенным). В итоге единственный путь — сокращение использования личного транспорта, что уже и происходит.

«Город — сообщество разных. В Москве 146 районов. Все Подмосковье со временем станет частью Московской агломерации — это уже почти свершившийся факт, потому что экономика первична: многие жители Подмосковья работают в Москве. Скоро сюда добавится пять регионов, которые ежедневно сюда ездят [на скоростных поездах “Сапсан” и “Ласточка”]».

Сергей Кузнецов,
главный архитектор Москвы


Пожилые люди будут уезжать из Москвы, сохраняя за собой льготы. Взамен будет приезжать молодежь — сейчас в столице около 1 млн студентов: как правило, после окончания учебы большинство не возвращаются на родину, оставаясь в городе.


Проект развития территории МГТУ имени Баумана/Изображение: archsovet.msk.ru

В ЦАО 200 тыс. избирателей не живут по местам регистрации и сдают квартиры (многие из них не живут даже в России). Основная задача — стараться, чтобы полицентричность была не только в архитектурном плане, но и в образовании, медицине, а также, что очень важно, в кодексе поведения: «москвичи, так вышло, отличаются от россиян, и не всегда в лучшую сторону».


источник