Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -„ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ" 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

„ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ"

«Техника Молодежи» 1940 год.

Новосибирская областная станция юных техников и натуралистов организовала интересную научно-техническую викторину «Взгляд в будущее». Участникам игры — школьникам —. было предложено ответить на один из десяти специально составленных вопросов. Ответы надо было написать ( виде проекта или научно-фантастического рассказа.

В первых двух вопросах участнику игры предлагалось слетать на ближайшую к Земле планету, Марс, и выяснить, есть ли там жизнь, можно ли там встретить существо, подобное человеку. Способ добраться до Марса представлялся на усмотрение самого автора фантастического рассказа. Следующие два вопроса были посвящены использованию энергии атома и солнечной энергии. Земной шар получает от солнца огромное количество энергии. Если (бы можно было использовать хотя бы миллионную часть энергии, падающей на территорию СССР, то она дала бы эффект, равносильный тому, который может быть получен от сжигания более чем 100 тыс. тонн угля в час. Колоссальное количество энергии содержится также в атомах. Так, например, при превращении 4 граммов водорода в гелий должно выделиться столько тепла, сколько дадут при сжигании 8 тонн каменного угля. Участники игры должны были указать свой проект использования этих не тронутых человеком энергетических запасов.

Многие дети зачитываются увлекательными романами Жюль Верна. В романе «Таинственный остров» инженер Сайрус Смит, попав на необитаемый остров, сумел создать там культурные условия жизни для себя и своих спутников. Но Сайрус Смит был вооружен техникой XIX века. Как развивались бы события, если бы на остров попал человек, вооруженный современной техникой? Об этом должны были рассказать участники игры, выбравшие для ответа пятый вопрос викторины.

Ученый-новатор, доктор сельскохозяйственных наук Н. В. Цицин вывел пшенично-пырейные гибриды. Так в нашей стране было получено новое ценное растение —-многолетняя пшеница.

— Не хочешь ли ты принять участие в великой переделке растений? — обратились к юным натуралистам организаторы викторины. — Может быть, тебе или твоему герою удастся путем скрещивания известных себе однолетних культур с многолетними родственными видами вывести новые многолетние полевые или овощные культуры, обладающие чудесными качествами? Следующая тема — различные способы получения каучука, этого важнейшего сырья для оборонной, авиационной и других видов промышленности. Участнику викторины ставилась конкретная задача: — Представь, что тебе поручили организоовать производство каучука в Новосибирской области, не ввозя сырья из других мест нашей родины. Как бы ты разрешил этот вопрос?

Далее, юным техникам рекомендовалось проделать следующую работу: взять какой-нибудь фантастический роман прошлого века и разыскать в нем несообразности с точки зрения современной науки. Авторы этих романов, естественно, исходили из уровня знаний своей эпохи и поэтому иногда разделяли научные заблуждения, впоследствии опровергнутые.

Путешествие в поисках хинного дерева— такова тема девятого вопроса. Как известно, советские ученые выращивают хинные растения в парниках на Черноморском побережье. Нужно расширить ассортимент этих растений, разыскать среди флоры земного шара самые стойкие против холода, богатые хинином и быстрорастущие деревья. Участник игры должен был совершить воображаемое путешествие в Южную Америку, на Гималаи или на остров Яву, где хинные деревья растут в естественных условиях. Он мог выбирать любой маршрут и любые средства передвижения — самолет, корабль, лошадь. Для этого «путешествия» приходилось, конечно, пользоваться картой и проштудировать некоторые книги.

И, наконец, последняя тема--дальнейшее освоение Арктики. В нашей стране большие пространства покрыты слоем вечной мерзлоты. В недрах Земли подо льдом скрываются большие богатства.

— А что, если бы удалось отеплить Арктику, растопить ее снега? — задали вопрос составители викторины. — Еще могучее и богаче стала бы наша родина. Если ты придумаешь, как это сделать, напиши нам, не боясь, что это будет слишком фантастично.

Викторина проводится в два тура. Авторы рукописей, получивших высокую оценку жюри по первому туру, принимают участие во втором туре. Здесь они получают вопрос уже по выбору жюри и должны дать на него ответ, подобный первому. Победителей викторины решено премировать ценными подарками, а лучшие работы опубликовать в печати.

Учащиеся средних школ Новосибирской области охотно откликнулись на приглашение принять участие в этой занимательной игре. По первому туру на суд жюри поступило более 50 рукописей. Многие рассказы написаны вполне грамотно с технической стороны и литературно хорошо обработаны. Чувствуется, что их авторы много читали и знакомы с современными достижениями науки, и техники.

Наряду с этим были присланы и совершенно неудовлетворительные работы. Их авторы не продумали проектов предлагаемых машин и сооружений, не ознакомились с имеющейся литературой' по вопросам, о которых они пишут, подошли к своей работе поверхностно и несерьезно. Так, например, герой одного из рассказов совершает полет на Марс в течение 40 минут при помощи таинственных электроволн, о сущности которых автор ничего не говорит. Понятно, что развитие летательным аппаратом такой огромной скорости — несколько десятков тысяч километров в секунду - не может быть научно обосновано. Да и организм человека, находящегося внутри аппарата, не выдержал бы чудовищной перегрузки, вызванной столь большими ускорениями. Так же надуманно и необоснованно рисуется автором этого рассказа картина жизни на Марсе.

Ниже мы помещаем две работы из числа лучших, написанных участниками игры: рассказ (сокращенный) «Город в песках» ученика девятого класса Бугринской школы Пети Лыхина и отрывок из рассказа Юрия Липилина, ученика восьмого класса средней школы г. Сталинска.

 

«Город в песках»

Было уже темно, и только •на западе виднелась узкая ли ловая полоса. На небольшой полянке, с одной стороны которой виднелся крутой глинистый обрыв, а со всех других сторон теснилась молодая поросль березняка вперемежку с осинником, горел костер. Порой из костра поднимались снопы искр, и тогда из мрака отчетливей выступали контуры деревьев.

Около костра расположилась группа ребят. Они собрались здесь, чтобы послушать рассказы инженера-геолога Ивана Петровича, или дяди Вани, как зовут его дети.

— О чем же вам рассказать сегодня, друзья мои? — обращается дядя Ваня к ребятам.

Ребята выжидательно молчат. Ярче вспыхивает костер. Подумав, дядя Ваня начинает:

— Расскажу я вам один случай, происшедший со мной не так давно. Когда? Это неинтересно. Однажды мне пришлось вести исследования в поисках залежей серы в каракумских песках. Исколесив сотни километров по пустыне, я направился к ближайшему населенному пункту, чтобы привести в порядок свои коллекции и отправить почту. Что представляет собой этот пункт, я не знал.

Пять дней пробирался по песчаным барханам мой небольшой отряд. Солнце немилосердно палило нас своими лучами. К вечеру пятого дня, взобравшись на высокий бархан, мы увидели необычную картину.

Впереди на горизонте сверкали и переливались бесчисленные огоньки. Они располагались то группами, то поодиночке. Сперва нам казалось, что это небо с мириадами

звезд отражается в воде. Но огни были земные, греющие, манящие. Это был город. Скорей туда! Забыв про усталость, мы устремились вперед. Однако мы достигли города лишь перед рассветом. С мыслью о хорошем отдыхе мы вошли в город, который жил и ночью, не приостанавливая работы своих мощных фабрик и заводов. По ровным просторным улицам, освещенным ярким электрическим светом, быстро проносились автомобили.

Мы торопились добраться до ближайшей гостиницы. Усталость взяла свое, и, едва очутившись в номере, я крепко заснул.

Не могу сказать, сколько я проспал. Меня разбудил солнечный луч, весело ворвавшийся в окно. Я подошел к окну. Город расстилался передо мной во всей своей красоте. На широких улицах стояли красивые дома-дворцы. Некоторые из них были сплошь из белого мрамора.

«Чего только не может сотворить человек! — думал я, глядя на этот чудесный советский город. — Какие громадные возможности ждут нас в области техники, искусства, науки!»

Мои мысли прервал громкий отчетливый голос, оказавшийся голосом диктора:

«Товарищи радиослушатели! Через несколько минут слушайте трансляцию с острова Цветущий».

Я приготовился слушать.

«Внимание, внимание! Говорит остров Цветущий. Переда

ем корреспонденцию о ходе работ по дальнейшему освоению Арктики в районе острова».

Из передачи я узнал, что четыре года назад небольшая группа ученых высадилась на диком, покрытом льдом и снегом скалистом берегу безымянного острова. На острове была разбита палатка, в которой жили ученые. Это были бодрые, мужественные, не умеющие отступать перед трудностями люди; они работали не покладая рук. Два месяца спустя к берегам острова прибыл первый ледокол с рабочими и материалами для строительства. Работать первым островитянам приходилось в чрезвычайно трудных условиях, но, несмотря на это, строительство неуклонно подвигалось вперед. Остров быстро принимал другой вид: на месте вечных снегов выросли большие здания, дороги прорезали горные хребты. Тот, кто был здесь в начале стройки, не узнает сейчас преобразившегося острова.

«Грандиозные усилия, — закончил диктор, — которые были приложены советскими людьми, дали свои результаты: льды отходят, освобождая море и землю».

Я не все понял из этой передачи. Какой такой остров Цветущий? Где он находится? Почему отходят льды? Очевидно, я изрядно отстал от жизни за время путешествия по пустыне. Но я успокаивал себя мыслью, что все впоследствии выяснится, стоит только подождать, набраться терпения. Ну, и вы, мои молодые друзья, наберитесь терпения, скоро я закончу свой рассказ.

Дядя Ваня неторопливо достал папиросы и закурил. Сделав несколько затяжек, он задумчиво поглядел на костер, на далекое темное небо. Потом перевел взгляд на слушателей i продолжал:

— С приятной мыслью о хорошем обеде в ресторане я вышел из комнаты, где провел ночь. На улицах города дул ровный прохладный ветер. Этот свежий ветер заставил меня снова удивиться. Откуда такая прохлада в воздухе? Еще вчера я брел по раскаленной пустыне, задыхаясь от жары, а сегодня наслаждаюсь прохладой. «Ну, — думаю, — Иван Петрович, посмотрим, что будет дальше».

Вдруг я услышал какие-то неопределенные звуки. Они походили на далекое гуденье большого количества самолетов, летящих на недоступной человеческому зрению высоте, и в то же время напоминали шум морского прибоя.

Я посмотрел вверх. Высоко в яркой синеве неба появлялись и исчезали, как вспышки выстрелов, белые мелкие облачка дымков. Создавалось впечатление, что над городом раскинулся огромный ковер с бесчисленными шелковыми кистями, колеблющимися от легкого Дуновения ветерка. Чудесный «ковер» был как будто обсыпан алмазами, ярко блиставшими там, где солнечные лучи пробивали плеяду

пушистых дымков. Я никогда не видел более прекрасного зрелища, и эта картина навсегда останется в моей памяти.

Весь остаток дня я посвятил дальнейшему осмотру города. Вечером в парке я случайно встретил старого своего друга, с которым не виделся много лет. Он жил в этом городе и смог ответить на все интересовавшие меня вопросы.

«Давно люди знали о том, что солнце обладает колоссальными запасами энергии, — начал мой приятель. — Даже ничтожная ее часть, будучи превращена в другой вид энергии, например в электрическую . энергию, превысила бы во много раз мощность всех электростанций мира. Исследователи разных стран давно пытались найти способы использовать солнечную энергию, но осуществить эту мечту удалось только советским ученым. Несколько лет назад братья Никифоровы после ряда исследований и опытов представили свой проект приемника солнечной энергии. Проект получил утверждение, и братья-ученые возглавили работы по строительству «динамо», как было названо их сооружение. Для него было выбрано место в пустыне, где почти не бывает облаков и вечно светит яркое солнце. «Динамо» представляет собой громадный диск, диаметром в девять километров. Гигантский диск как бы полупроницаем: солнечный луч проходит сквозь него, отдавая часть своей энергии. Благодаря этому «зонту» на земле создается умеренная температура воздуха, как вы могли убедиться во время прогулки по

городу. Огромный диск «динамо» поддерживается в воздухе сотнями ракетных двигателей, дымки которых видны в небе.

При помощи специальной аппаратуры, в которой главную роль играют особого типа фотоэлементы, солнечная энергия превращается в электрическую и поступает в трансформаторы. Под сверхмощным напряжением электроэнергия направляется через громадное расстояние на север и служит основным источником жизни на острове Цветущий. Далекий остров из обледеневшей глыбы превратился действительно в цветущий сад. На этом прекрасном ожившем клочке Земли все базируется на электроэнергии. И если бы вам удалось там побывать, то вы увидели бы своими глазами, как велика стала власть человека над природой».

Дядя Ваня замолчал и, окинув взглядом ребят, увидел неподвижные лица, внимательные глаза. После недолгого молчания посыпались вопросы. Говорили все разом, и первый вопрос был у всех одинаков:

— Где это было?

Легкая улыбка скользнула по лицу дяди Вани. Он ответил:

— Дорогие ребята, вы только еще вступаете в жизнь и не в такую, какая была в наши детские годы, а в новую, счастливую, полноценную жизнь. Многие из вас будут летчиками, инженерами, конструкторами, учеными. Так вот я и заглянул в ваше будущее. Быть может, я обидел вас таким концом рассказа, но чудесный город вы построите сами, вы уничтожите льды Арктики, оживите пустыню и будете беспощадны ко всем, кто посмеет мешать строительству коммунизма.

 

«Полет на Марс»

Герой рассказа ученика восьмого класса Ю. Липилина молодой советский инженер разработал проект аппарата для межпланетных путешествий. С помощью этого аппарата он предполагает совершить полет на Марс. Приводим запись из дневника инженера, 'в которой рассказывается о проблеме взлета ракетоплана с Земли и посадки его на Марсе. Любопытны расчеты автора о режиме работы ракетного двигателя.

Взлет аппарата будет происходить в тот момент, когда Марс подойдет к Земле на самое близкое расстояние. Подъем будет совершен с помоста, имеющего в длину 10—12 километров и установленного под углом к горизонту. Это сооружение заменит аппарату дуло пушки. Помост снабжается направляющими рельсами, по которым будут скользить колеса, выдвигающиеся из крыльев аппарата.

После того как приготовления закончены, в ракетоплане закрываются все люки и иллюминаторы.

Камеры сгорания двигателя, расположены двумя поясами вокруг тела ракетоплана. Каждый пояс работает в два периода: пока заполняются газом шесть камер, взрыв происходит в остальных шести (через одну камеру).

С началом работы первого пояса аппарат уже начинает медленно двигаться по помосту. В первые секунды частота взрывов равна 30 в минуту, затем она увеличивается (с возрастанием крутизны помоста) до 180, потом до 320 и в конце помоста достигнет 410 в минуту. Длина помоста достаточна для приобретения скорости, необходимой для дальнейшего подъема аппарата без «проваливания» его в воздухе. Несмотря на такую большую скорость, ракетоплан не сможет подняться преждевременно над помостом потому, что установочный угол его крыльев равен нулю градусов. Перед соскальзыванием аппарата с направляющего помоста часовой механизм включает в работу j второй пояс камер сгорания. Он ! начнет работать с уменьшенной частотой взрывов, ввиду чего прирост скорости не будет остро ощущаться пассажирами. В то время как первый пояс камер сгорания будет давать уже 320 взрывов в минуту, второй пояс сначала даст 30 взрывов в минуту, затем 180 и т. д. (как первый пояс при взлете). Наконец частота j взрывов установится на цифре 410.

Как только аппарат начнет приближаться к кромке атмосферы, частота взрывов во втором поясе уменьшится до 180, так как отсутствие лобового сопротивления может привести к слишком резкому возрастанию скорости.

После выхода аппарата из зоны земного притяжения второй пояс совершенно выключается. Его камеры сгорания поворачиваются выходными отверстиями в противоположную сторону и при приближении к ; Марсу будут служить для замедления движения аппарата, J Посадка на Марсе должна I быть произведена следующим образом. Вначале уменьшается частота взрывов в первом поясе, затем начинает работать второй пояс, тормозящий падение. В момент, когда аппарат приблизится почти вплотную к поверхности Марса, выпускаются два огромных парашюта. Если атмосфера на Марсе окажется слишком разреженной и будет плохо поддерживать парашюты, то можно прибегнуть к помощи вертикальных камер сгорания. Вырывающиеся с большой силой газы будут ударять в купола парашютов, замедляя их спуск, Парашюты пропитываются огнестойким составом, и поэтому горючие газы им неопасны.

Источник 



Комментарии

(Доступны только зарегистрированным пользователям)