Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Зима на пороге. (архетипический анализ фантастической литературы) 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Зима на пороге. (архетипический анализ фантастической литературы)

Зима на  пороге.
(архетипический анализ фан тастической
литературы)
Благодарно сти:
Конст антин  Богданов (Москва)
Антон Мо скаль (Санкт-П етербург)
Зима близко: фантастика как мифология и
будущее как ресурс (2012)
Зима близко: американские боги (2013)
Фан тастика и фентези
не имеют жан ровых, сюжетны х, формальн ых
ограничен ий
являются массовой «неэлитар ной»
литературой
Следовательно
Архетипы и динамические сюжеты
представлен ы в них в чистом, достаточно
слабоискажённом  виде. Массовость п озволяет
исследовать коллективное бессознательн ое
уровня нации или языковой общности
Индустриаль ная культура, обладаю щая
цивилизационными проектами и
пытающа яся модифицировать собственное
будущее обычно п опрождает Н Ф и Ф 
литературу
Появление  НФ  и  Ф  литературы,  по-видимому,
облегчает возникновение в обществе запроса
на цивилизационные пр оекты (Япония)
Крупнейшие НФ и Ф литерат уры
XIX век Англия, Франция
Первая половина XX  века США, СССР,  Англия, Германия
Вторая половина XX ве ка США, СССР,  Япония, Польша, Болгария
XXI век США, Россия, Польша, ЕС , Япония
«Золотой век» советской фантаст ики
И.А. Ефремо в, А. И Б. Стругацкие,
Г.С. Март ынов
архетипич ески восходит к  представлен иям о
«золотом веке» («мезолитический
коммунизм»), следовательн о близок всем
классическим религиям, использует многие
религиозные динамические сюжеты
(наступлен ие коммунизма посредством
мирового переустройства  или революции и
посредством революции сознан ия), однако
эти сэжеты вытеснены н а перефирию или в
бессознательн ое
«Золотой век» советской фантаст ики
(продолжен ие)
время имеет медленный ра вновесный
характ ер
с учётом значительн ой хроноп аузы России
время имеет неоднор одный харак тер
с учётом представления о коммунизме в
прошлом и будущем время носит замкнутый
характ ер
с большой долей вероятности совпадает с
(европейским) м ифологическ им врем енем
«Золотой век» советской фантаст ики
(продолжен ие)
этика и социальные отношения говор ят о
наличии социальн ого и индивидуально-
этического проектиро вания. Последнее
вообще характ ерно для восточных
цивилизаций
будущее как  продолж енно е про шлое
«Золотой век» американско й фантастики
катастр офизм
героизм
время является кусочно-линейным, ч асто с
нара станием кризисов
с большой долей вероятности совпадает с
индустриальны м време нем
будущее как  продолж енно е н астояще е
интересно, что Ар тур Клар к (Англия) и Саке
Комацу (Яп ония) писали скорее в советской,
нежели западной па радигме
«Официальный» советский коммунистический
проект
государственный
партийн ый
идеологический
общество потреблен ия (от каждого по
способностям, каждому по потр ебностям)
представлен  в ранн ей советской
фанта стической и приключенческой
литературе до сер. 50-х  нач. 60-х гг.
Тексты, оказавшие влияние на европейское
государственное стро ительство (ант ичность -
XVIII в)
Платон  «Государство»
Аристотель «Политика»
Законы 12-т и таблиц
Конста нтин Ба гряноро дный «Об управлении
империей»
Августин Блаженный «Ра ссуждение о Граде
Божием»
Великая Харт ия вольностей
Макиавелли «Государь»
Томас Гоббс «Левиафан »
Декларац ия независимости и преамбула к
Констит уции США
Тексты, оказавшие влияние на европейское
государственное стр оительство ( XIX – X X в)
Нап олеон Бона парт. «К одекс Францу зской
империи»
К. Марк с, Ф. Энгельс. Мн огочисленные
произведения
В.И. Ленин. Мн огочисленные пр оизведения
А. Гитлер. Mein Ka mpf
Интер есно, что современн ое американ ское и
западн оевропейское общество не имеют
внятных п рограммн ых документов,
ана логичных приведённым выше.
Августин Блаженный
«Рассуждение о Граде Божием»
симпатии к римскому обществу расцвета 
принципа та (Пять досто славных
император ов: Нерва, Траян , Адриан , Антон ин
Пий, Марк Аврелий)
причина гибели Римской Империи в
отсутствии «правильной» – хр истианской
идеологии в пользу  языческой
обязанность  церкви в наставлении паствы
построен ие Града Божиевого на Земле, как
аналога Града Небесного
Такая же тетрада
Государственность
Партийность
Идеологичность
Построение совершенного общества
Гипотеза:
В формировании официального совестского
коммунистического проекта существенную,
если не основную роль сыграло «Размышление
о Граде Божием» бл. Августина.
Кажущийся парадокс:
Почему Августин оказался сильнее
европейских либеральных идей XIXв., которые
являются одной из составных частей
марксизма.
Разрешение парадокса:
Марксизм не описал модели общества, его
описания являются по большей части
негативными определениями.
Модель же бл. Августина просматривается в
сочинениях социалистов-утопистов. На
формирование советского коммунистического
проекта в первую очередь повлияли, скорее
всего, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и
«Утопия» Т. Мора.
Вторая причина заключается в том, в
России в начале XXв. основную
структуробразующую роль в обществе
продолжала играть крестьянская
община. Смысловые слои марксизма,
восходящие к смыслам европейской
городской общины оказались не только
не распакованными, но даже и не имели
возможности к распаковке:
отсутствовали необходимые социальные
протоколы.
Для городской культуры характерно наличие
многочисленных социальных протоколов
«горизонтального», «сетевого» типа,
участники которых не находятся в прямой
зависимости друг от друга.
Отсюда наращивание сложности социальных
институтов, которые превращают социальные
противоречия в полезную работы или
предотвращают разрушение социальной
ткани
Обилие коммуникативных институтов в в
европейской (англосаксонской, франко-
германской, североитальянской)
цивилизации позволяет найти общую рамку
для противоречий, что позволяет
сосуществовать в едином объеме (по меньшей
мере, совпадающем с границами
распространения самой цивилизации с
присоединенным фронтиром) максимально
возможному числу точек зрения. Это как раз
и становится источником развития.
Для обществ традиционной страты т.ч.
России) характерна разрешение
противоречий через апелляцию к
начальнику-сюзерену вплоть до главы
государства, а вместе с ней и передача
инициативы-ответственности, т. е. своего
рода «индульгирование».
Позитивной стороной этого процесса
является то, что большинство социальных и
этнических противоречий не доводятся до
антагонистического состояния.
Более того. появление таких
антагонистических противоречий является
однозначным индикатором слабости ведущих
государственных институтов (СССР во второй
половине 1980-х гг.).
Фактически, в России такие противоречия
вытесняется в бессознательное.
«Противоречий быть не должно, иначе
бардак и хаос».
Способом разрешения этого противоречия
является принцип подчинения личных
интересов интересам коллектива, а интересов
социальных групп целям государства
«демократический централизм».
Ленин чуть ли не единственный из
интеллигентов-прогрессистов, понял, как на
самом деле устроена Россия, потому и
выиграл.
Иными словами, он попытался
построить модель прогрессивного
развития за счёт существующих
организованностей без их
опережающего разрушения.
Этим самым был создан не источник
развития (источники развития как раз слабы
из-за отсутствия в обществе привычки к
плюрализму мнений и высокого социального
давления на «выскочек», которым «больше
всех надо» и которые «умнее всех тут, что
ли?!»), а мощное плечо в приложении
ресурса.
Эффективность такой модели
критически зависит от эффективности
аппарата управления и от его
целеполагания.
Это можно проиллюстрировать как
ориентацию магнитных доменов при
спонтанной намагниченности.
Российская цивилизация эффективнее как
мобилизационный инструмент достижения
цели, оправдывающий любые средства, но
крайне чувствительна к полаганию этой цели.
Западная цивилизация имеет существенно
более мощную «защиту от дурака» на всех
уровнях принятия решений, но к
мобилизационным проектам в нынешнем
виде категорически неспособна и требует чуть
ли не ручной настройки под
мобилизационный проект.
Вторая проблема с Россией в том, что
целеполагание по привычке ошибочно
приписывают пользователю голема
обобщенному Иосифу Виссарионовичу или
коллективному Леониду Ильичу. Это
совершенно не так, и именно в этом кроется
кажущаяся косность начальства при
самоочевидном вроде как живом и подвижном
уме отдельных начальников, схватывающих
суть проблемы.
Проблема в том, что целеполагание в России
строится в принципе также, как в Европе
т.е. социальной интегрирующей.
Консервативное отношение населения к
новациям (триединая система проекций-
ипостасей одного и того же общинного
отношения к жизни: недоверие к новшествам
и неумение их впитывать, ксенофобия, тяга к
уравниловке это сущностно одно и то же)
создает дефицит институтов развития в
России, и их неизменную индукцию «сверху
вниз», в форме авторитарной модернизации.
В результате институты развития становятся
выделенными из (враждебной) среды
инструментами решения отдельных
критических задач, а не «кипящим слоем». В
советской экономике это через несколько
витков привело к замыканию институтов
развития в межотраслевом кластере,
объединяющем производства, сходные по
уровню технологического развития, качеству
рабочих кадров и ИТР, качеству
используемых материалов. Фактический
распад советской экономики на несколько
межотраслевых групп, полуизолированных
друг от друга по потокам снабжения
материалами, кадрами и технологиями
способстовал распаду Советского Союза.
При этом институт развития становится
институтом дивергенции, работая на
дальнейшее отторжение кластера от тела
экономики (по существу это индукционное
воспроизводство, противоречия «общество
институт развития»). Этот процесс носит
фрактальный характер, и порой наблюдается
даже на уровне отдельных предприятий, если
не ниже. Специфической формой того же
поведения были инструменты освоения
диких территорий территориально-
производственные комплексы, а до них такой
специфический институт как Дальстрой
позитивный пример утилизации этого
противоречия.
Тяжеловесная непереваренная в обществе
община, которая окружена большим
количеством «институтов развития» (т.е.
источников чуждого внутреннего
времени, с её, общинной, точки зрения)
генерирует огромное количество социального
тепла, которое в схемах, строгих к
управлению, порождает промышленные
объемы инферно (местные разборки в
гражданскую, репрессии сталинского
периода, криминальные войны 90-х и пр.).
Аналогия: атомный реактор, который даже
после заглушения требует длительного
времени на расхолаживание.
Способом охлаждения является эрозия
общинного (само)сознания за счет
постепенного утверждения утилитарных
ценностей – сперва ценностей потребления, а
затем потихоньку и ответственного понятия о
частной собственности.
Вопрос: является ли это единственным
способом охлаждения такой социальной
машины?
Фундаментальный страх России страх
неверного угла ориентации, который
цинично воспринимается низовым
сознанием как «несправедливое
распределение», т.е. не уравнительное с
поправкой на социальную значимость
функций лица, присваивающего
прибавочный продукт. Русские знают, что
они каток, и бояться того, что этот каток
развернули не в ту сторону, а мужики-то и не
заметили. Как ни смешно. но это реально
страх того, что страна живет
несправедливо.
Как мы уже отмечали в докладе, посвящённой
«американским богам», фундаментальный
страх Запада это страх резкого роста
энтропии, перегрева и распада социальной
ткани. Реперные точки видны по постоянно
воспроизводимым катастрофическим
сюжетам. Сюда же следует отнести «Бешеных
псов» Тарнтино и «Бойцовский клуб»
Финчера, хотя они, казалось бы не об этом. На
самом деле это предельная форма разрыва
социальной ткани – когда она рвётся на уровне
сознания отдельного человека. Отсюда же
постоянное упование на супергероя или
институциональное чудо, дикая популярность
Гарри Поттера, экранизации Толкиена и пр.
Запад боится, что будет с его обществом
в случае катастрофы интеграции
(медиации), если/когда исчезнут
социальные институты диалога и
канализации мнений в решения. Это
страх за накопленную собственность
и/или уровень потребления.
Состояние крестьянских общин в мире
Западная Европа: крестьянская община
прекратила своё существование в
большинстве стран, кроме перефирийного
пояса ЕС (Португалия, Греция, Ирландия,
Юж. Италия)
Восточная Европа: разрушение крестьянской
общины является «источником топлива» для
ЕС.
США: крестьянская ощина сохраняется в
консервативных средне-западных и Южных
штатах (Нью-Мексико, Аризона, Техас,
Оклахома, Колорадо, Канзас, Небраска,
Вайоминг, Монтана, Миссури).
Россия: крестьянская община вошла
составной частью в городскую культуру. В
настоящее время наблюдается
воспроизводство российской крестьянской
общины в моногородах.
Латинская Америка: возможно, близко к
российской модели.
Индия и Китай: вопрос требует
дополнительного изучения.
Насильственная индукция линейного
индустриального времени в России (начало,
видимо период Годунова-Лжедмитрия, потом,
после некоторой релаксации, окончательно
Пётр), породило массу уродцев, социальных
химер, и произвело чудовищное количество
страданий. При сохранении инерции она будет
разлагаться еще ориентировочно 30-50 лет по
мере утверждения практических утилитарных
ценностей, ценностей потребления и
накопления. Воспроизводство (псевдо)общины
в ее нынешнем полуразложившеся состоянии
это воспроизводство застойной бедности,
социальной апатии, эгалитаризма и, кстати,
полууголовного уклада жизни, характерного
для провинциальных окраин.
Вопрос надо ставить о том, что можно взять из
разлагающейся общины для нужд институтов
развития. Задача нетривиальная,
синтетическая, т.к. это игры с десинхронией
внутреннего времени. Когда С.Б. Переслегин
рисовал наброски к «Доменной структуре...»,
он явно пытался сделать что-то похожее.
Наибольшие темпы развития европейской
индустриальной (sensu lato) цивилизации
наблюдались именно в период разрушения
крестьянской общины, не исключая здесь и
период мировых войн. Отсюда можно сделать
два вывода.
Пессимистический сценарий
При существующих темпах деградации
крестьянская община просуществует 50-100
лет основном за счёт Индии и Китая). Это
будет период «дефляционного развития», при
котором будут нарастать кризисные явления и
снижаться темпы роста всех мыслимых
показателей. После этого наступит остановка,
переходящая в деградацию. По сути,
крестьянская община это ресурс гораздо
быстрее заканцивающийся и куда труднее
воспроизводимый, нежели нефть и газ.
Если бы существовал механизм перехода,
отличный от «общества потребления», то он
наверняка был бы статистически проявлен.
По-сути, модель Маслоу не работает, как давно
предсказывалось в «Понедельнике...»:
удовлетворение всё новых материальных
потребностей титанов духа не создаёт.
«Оптимистический» сценарий
Постиндустриальный переход породит
«постгородскую общину», уже которая в
качестве «топлива» начнёт использовать
городскую. Но этот вариант мне кажется уже,
скорее, античеловеческим. Это путь
«Люденов», Солярии и Авроры, в лучшем
случае «цифровая деревня» Макклюэна.
Что внушает определённый оптимизм: в
эволюционной биологии есть не то чтобы
закон, но довольно устойчивое правило:
завтрашний эволюционный лидер выбирается
из сегодняшних середнячков. Это я к тому, что
«кто думал об Англии, Германии, США,
Китае?» Т.ч. шансы России не так уж малы.
Нужно продержаться в ядре пелетона, чтобы в
следующем цикле пойти в отрыв.
Приложение 1:
Данная теория применительно к Украине
Украина, в период нахождения в составе СССР,
была одним из ведущих районов
сельскохозяйственного производства,
«разбавленного» в центре и на востоке
моногородами (угольными, стальными,
энергетическими, химическими). Мегаполисы,
порождавшие городскую общины: Киев,
Харьков, Львов, Одесса, Днепропетровск,
Запорожье, Севастополь. Иными словами,
уровень развития сельскохозяйственной
общины для Украины отноительно высок.
Существенную роль играет тот факт, что
генезис сельскохозяйственной общины в
Украине имел двоякую структуру. Для
восточной Украины характерен генезис
характерный в целом и для России, в
последней своей фазе основанный на выкупе
земли с превращением зависимых крестьян в
мелких собственников. В западной Украине в
целом процесс раскрепощения соответствовал
польскому, т. е. освобождение крестьян без
земли, с превращением зависимых крестьян в
арендаторов, а не в собственников с созданием
массового класса арендатров.
В целом, арендаторы представляют более
мобильный и лабильный слой населения,
нежели собственники. То, что для
собственника трагедия (системный неурожай,
например), то для арендатора будет являться
поводом сменить род деятельности, места
жительства или отправиться в город.
Это является, в частности, одной из причин
большей социальной активности западных
украинцев. Вторая причина отсутствие на
западной Украине моногородов,
воспроизводящих сельскохозяйственную
общину на новом уровне
Теперь о Майдане в широком смысле (т. е.
начиная с «Украины без Кучмы», «Оранжевой
революцией» и заканчивая «Евромайданом»).
Если бы Майдан представлял собой институт
развития хотя бы в зачаточной форме, то в его
протоколах существовал бы механизм хотя бы
примитивного общественного договора. В этом
случае Майдан играл бы роль точки сборки.
Однако то, что Майдан не только не хочет, но и
не может договораиваться, говорит именно о
том, что он такой же крестьянско-общинный
институт, как и все другие.
В этом случае, похоже, что Майдан это пример
поздней на самом деле, похоже, ранней)
демонстрацией советского фашизма.
Фашизм/нацизм для Европы был волной
прошлого со стороны зажиточного слоя
мелких собственников, озабоченных
нарастанием плотности истории, ускорения
времени, что грозило им – и в первую очередь
им! как минимум дискомфортом, а то и
разорением.
Замечу, что эти позиции могут быть не
несовместимы, т.к. вызываются одинаковыми
предпосылками.
Похожие структуры после войны пытался
порождать и Запад, но пока не преуспел (от
общин хиппи до нынешних «оккьюпаев»).
Означает ли это какую-то конструктивную
дисфункцию социальной ткани (далеко
зашедший распад общины?) или просто
количество/качество внутренних связей в
обществе таково, что оно переваривает
изменения с другим, значительно более
высоким темпом, и не нуждается в таких
структурах? А значит испытывает меньше
футурошока заметим, что фашизм ударил
по европейским странам второго-третьего
темпа индустриализации, но не по первому
эшелону.
Здесь можно заметить, что радикальные
революционеры и террористы любого вида
работали не на прогресс, а против него.
(Неслучайна тут и склонность к террору самых
почвенных, наиболее близких общине
организаций русской социал-демократии
эсеров, «Черного передела» и пр.) Причем
против работали буквально. Они являлись
системной реакций социума на возросшую с
1860-х годов плотность потока новаций, не
обеспеченную социальными институтами
усвоения новшеств.
Приложение 2:
Генезис европейской городской общины
Римская республика и
принципат
Городская община как совокупность
аристократических родов (в т.ч. плебейских)
Доминат Городская община как совокупность
усиливающейся имперской бюрократии при
упадке влияния аристократических родов
Франкские и англосаксонкие
госудатства, северная Италия
Постепенный упадок городской культуры, при
сохранении в той или иной степени формальных
римских институтов или их аналогов.
Возрастание роли церковной аристократии.
Империя Карла Великого,
ранние Германские династии,
Лотарингия, Западно-
франкское королевство,
ранние Капетинги
Развитие монастырей и замков как
«антигородов», вокруг которых формируестя
новая аристократия 1-го и 2-го сословий. В
городах возрастает влияние 3-го сословия. В
период упадка государственной власти замки
испытывают больший упадок, нежели города.
Эта схема обеспечивает усиление роли городов.
Противоречие «глобализованная империя или
королевство» – «самообеспечивающийся
город». В период усиления роли государства
возрастает роль торговли и возникают городские
торговые союзы, в т.ч. трансгосударственные.
Крестовые походы Ресурсы городов и городских союзов активно
используются в экспансии на Восток.
Возникновение городов-государств.
Филипп-Август – Филипп
Красивый во Франции,
«сильные Плантагенеты» в
Англии
Феодальная знать (2-е сословие) возвращается в
города, возникновение межсословных органов
«Проклятые короли»,
«Столетняя война», «Война
Роз», «Римская империя
Германской нации», «Чёрная
смерть»
Вновь упадок государства как организованности и
института, автономизация городов. Появление
Университетов как новых «антигородов».
Абсолютиские монархии
Европы. Реформация.
Развитые межсословные институты
Буржуазные революции,
буржуазное развитие
Разложение традиционной сельскохозяйственной
общины, рост миграции в города, возниконвение
слобод и псевдогородских сословий
Византия сохранила городскую общину
времён позднего домината, опирающуюся на
имперскую бюрократию и немногие
аристократические роды.
В этой форме городская культура была
воспринята Русью в X-XI вв. и, вторично,
Россией в XIV-XV вв. Такой же генезис имеет
городская община на других подконтрольных
Византии территориях первую очередь в
Болгарии).
Различные формы «вечевой демократии»
являются наследием архаичной фазы и
восходят к VIII-X вв., и тем самым, являются
прямым наследием сельскохозяйственной
общины.
Современная городская община
Западной Европы в своём генезисе
восходит к социальным слоям,
имевшим равные привелегии.
Россия из-за малого прибавочного продукта,
необустроенности больших территорий,
безобразной логистике, распыленности
населения и категорической неразвитости
товарно-денежных отношений значительно
отстала на пути разложения традиционных
патриархальных структур, развиваясь
медленнее, так и не породила массовой
городской общины.
Советский и современный российский
города это в заметной степени рабочие
слОбоды при индустриальном и
постиндустриальном ядре
соотвественно.
В Российской Империи городская община
существовала в Финляндии (Гельсингфорс),
Прибалтике (Рига, Тарту, Таллин), Польше
(Варшава, Лодзь), Петербурге.
В СССР – в Прибалтике (Рига, Тарту, Таллин),
Ленинграде, Новосибирске, Москве, а также в
многочисленных высокоиндустриальных
ЗАТО.
Современной России приходится заново
форматировать городскую общину и строить
новый вариант урбанистической
цивилизации, имея весьма существенный
риск, что соответствующая территория
интегрируется в «Западный мир» при первом
же ослаблении государственных институтов.
В настоящее время, в частности,
стойкие аналоги крестьянской общины
воспроизводятся в отечественных
моноотраслевых городах.
Особенную напряжённость процесс имеет в
некоторых бывших и нынешних ЗАТО, в
которых возникло противоречие между
структурой ЗАТО, как института развития и
моноотраслевой структурой экономики.
Большое количество случайных (или
псевдослучайных) событий позволяет
утверждать, что развитие Западной Европы
лежит вне основной исторической
последовательности («мейнстрима»).
Многочисленные игры по альтернативной
русской истории показали её чрезвычайную
устойчивость, что заставляет предположить,
что именно российская (евразийская?) ветвь
представляет собой «мейнстрим».
Я зробив усе, що змiг.
Хто зможе, нехай зробить
краще.
Спасибi за увагу!
Я зрабiу усё што змог.
Хто можа, хай зробiц лепше.
Дзякуй за увагу!