Новости


Архив новостей

Блоги


Реакция на происходящие через призму Инженерии, да еще и с атомным окрасом

Блог Ядерного Инженера

Погляд Сергей

Постлитературные тексты на тему и без темы.

По ту сторону когнитивного забора.

Рулев Александр , Владимир , Админов Админ

Как приготовить Инженера

Белобородов Михаил

О том ЧТО ЕСТЬ и ЧТО НАДО в правовом сопровождении инноваций

Правовое сопровождение инноваций

Арапов Сергей

Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Показать выбор даты
 
В июле этого года ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О науке и государственной научно-технической политике» был дополнен целой главой о государственной поддержке инновационной деятельности.
Я, было, обрадовался, что наконец-то государство установит какую-то проектность в этом важном деле. Оказывается, рановато радовался.
Формы государственной поддержки инновационной деятельности далеки от проектности:
- предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
- предоставление образовательных услуг;
- предоставление информационной поддержки;
- предоставление консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
- формирование спроса на инновационную продукцию;
- финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
- реализация целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
- поддержка экспорта;
- обеспечение инфраструктуры;
- другие формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации (пункт 2 статьи 16.2).

В общем, ожидания мои опять завышенные.
Арапов Сергей (14.10.2011 01:13)0
Поскольку правовое регулирование довольно детально описано в книге С.Б. Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске», то имеет смысл привести цитату полностью.
«Важным шагом на пути к практическому запуску Федеральной инновационной системы является инсталляция в России трех юридических норм.
Первая из них весьма очевидна и представляет собой «Закон о статусе инновации», прописывающий инновацию как юридическое понятие и задающий рамки для создания инновационного права и построения Федеральной инновационной системы.
Вторая может быть охарактеризована как создание в стране «инновационного оффшора»: Россия берет на себя обязательство беспошлинной юридической регистрации инноваций всех типов при условии первичной реализации их на российском рынке. Одновременно продукты творческого деятельности освобождаются от тех или иных (или даже всех) форм налогообложения[335].
Наконец, третьей обязательной юридической нормой должен стать «Закон об использовании инновации». Речь идет о согласовании патентного права с практикой авторского права. По российскому законодательству покупка авторских прав Издателем подразумевает их обязательное использование, то есть выпуск соответствующего продукта и продажа его на свободном рынке. Если Покупатель в течение оговоренного срока не использовал свое право, то все права возвращаются владельцу, компенсации Издателю не выплачиваются и претензии не принимаются. При этом авторские права продаются на срок не более трех лет».
Арапов Сергей (09.06.2011 11:44)0
Как будет действовать Инновационная Система Страны? Этот вопрос самый главный. Как заставить эту махину не просто работать, а работать эффективно?

Вопрос о построении Инновационной системы Страны поднимался в книге С.Б. Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». Там описана очень привлекательная идея создания Федеральной Инновационной системы (ФИС). А главное вполне реально осуществимая.
Система представляет собой две части, два контура. Внешний открытый контур в виде Национальной инновационной системы производит инновации не только для себя, но и для зарубежных покупателей.
Внутренний контур в виде Российского Инновационного Мегапроекта системы производит инновации только для себя. Сюда входят инновации двойного назначения, и те прорывные технологии, где Россия должна быть лидером.
Красивая система, хорошо работающая при нормальном управлении в составе деятельностного контура.
Это форматы деятельности Федеральной Инновационной системы.

Теперь вопрос финансирования. Вопрос, откуда могут появляться деньги на инновационную деятельность всегда актуален.
Источниками финансирования могут быть:
- Инвестиционные ресурсы (венчурные фонды, инвестиционные паи и ценные бумаги)
- Инновационный бюджет (устанавилвается на федеральном уровне)
- Инновационные отчисления субъектов инновационной деятельности (субъекты отчисляют на развитие системы собственные средства от доходов).

Управление инновационной сферой возможно в двух формах.
1) Орган Правительства, отвечающий за инновационную сферу. Этот орган организует, направляет и координирует инновационную деятельность. Генеральная функция - организация деятельности
2) Совет при Президенте по Инновациям и Технологиям осуществляет контроль за результатами инновационной деятельности. Генеральная функция - контроль за деятельностью.

Деятельностный и управленческий контур Инновационной системы требует правового сопровождения. Вот тут мы подошли впротную к начальным основам правового сопровождения инновационной деятельности.
Арапов Сергей (07.06.2011 20:05)0
Ресурсы предполагают учет имеющихся и возможных материальных и нематериальных активов для инновационной деятельности. В этом смысле все ресурсы рассматриваются как стратегический потенциал для инновационной деятельности.

Стратегический потенциал – совокупность необходимых важнейших компонентов, определяющих жизнеспособность какой либо системы: экономической, социальной, политической и военной. Соответственно, существуют экономический, социальный, политический и военный стратегические потенциалы. Совокупность таких потенциалов определяет мощь государства или организации и их место в мире.

В контексте инновационной системы мы будем говорить о таких видах потенциалов, как научно-производственный, экономический и кадровый.

Научно-производственный потенциал
1. Возможности науки
- Академия наук
- Отраслевые институты
- Специализированные институты
- Проектные научны образования "под задачу"
2. Возможности производства
- Специализированные предприятия
- Проектные образования
- Партнерства
3. Возможности имеющихся экспериментальных баз, НИР, НИОКР

Экономический (финансовый) потенциал
1. Учет экономических параметров инновационных потребностей
2. Экономические Параметры бюджета
Доходы
- Целевые фонды
- Плановый Инновационный бюджет
- Инвестиционные ресурсы
- Оказание услуг в сфере инвестиций

Расходы
- Закупка Инновационных ресурсов (ПИС, Оборудование)
- Подготовка кадров
- Содержание кадров
- Научно-производственные мероприятия
- Внедрение инноваций

3. Экономические Параметры внедрения инноваций
- Потребительские
- Финансовые
- Производственные

Кадровый потенциал
Потребности в инновационных специализациях
1. Учет инновационных потребностей
2. Удовлетворение потребностей
- Учебная подготовка студентов
- Ученая подготовка (повышение квалификации) преподавателей
- Экспериментальная подготовка
- Подготовка кадрового резерва

Когда вопрос с определением ресурсов решен, следующим вопросом является вопрос функционирования системы. Как будет действовать Инновационная Система Страны. Это следующая тема.
Арапов Сергей (31.05.2011 12:34)0
Любая инновационная система должна иметь ответ вопрос: зачем? И вправду так ли нужна инновационная система для страны? Ну, купить на нефтедоллары все необходимые инновационные «примочки» и голова не болит. Но если Россия выходит в мир со своим проектом, и не имеет намерений участвовать в чужих, то без инновационной системы стране не обойтись.

Соответственно, нужен правовой акт, обязательный для исполнения в форме Инновационной Доктрины Страны (наряду с военной, проектной, экономической, правовой).

Инновационная Доктрина Страны должна содержать:
- Параметры инновационных тенденций
- Параметры собственных возможностей
- Параметры инновационных потребностей
- Параметры инновационной системы Страны
- Параметры инновационного развития

В соответствие с Инновационной Доктриной осуществляется Инновационное Планирование.
Инновационный План содержит:
1. Планирование ресурсов, пригодных для инновационной деятельности:
- Имеющихся;
- Потенциальных.
2. Планирование инновационной деятельности.
3. Научное планирование. Постановка научных задач.
4. Учебно-образовательное планирование.

При наличии Инновационной Доктрины и Инновационного Плана формируется Инновационный Бюджет.

Инновационный Бюджет содержит:
1. Бюджетные Потребности:
- Фактические (расходные) потребности
- Возможные потребности
2. Бюджетный план
3. Источники формирования Инновационного Бюджета.

Таким образом, сформирована целевая рамка Инновационной системы Страны.
Следующий этап – это исследование ресурсов инновационной системы страны. Это тема следующего поста.
Арапов Сергей (29.05.2011 11:58)0
В качестве примера хотел бы привести услуги одной из наиболее продвинутых юридических фирм VEGAS LEX, которая предоставляет правовые услуги, в том числе и по сопровождению инновационных проектов.
1) Анализ правовых рисков реализации проекта, финансируемого за счет средств Инвестиционного фонда РФ, включая вопросы передачи технологий, проведения международного тендера, заключения долгосрочных контрактов с технологическим партнером.
2) Проработка контрактной базы проекта по созданию серийного производства сверхбольших интегральных схем на основе наноэлектронной технологии с проектными нормами 90 (девяносто) нанометров (передача технологий, договоры аренды, сублицензионные договоры).
3) Проработка схемы создания НИОКР, схемы договорных взаимоотношений с научными организациями, договорной схемы производства и сбыта в проекте создания массового производства светотехнических изделий на основе мощных полупроводниковых источников света.
Это достаточно объемный пакет услуг. При этом следует учитывать, что фирма на рынке с 1995 года, имеет опыт международного сотрудничества и доступ к министерствам, ведомствам, комитетам Государственной Думы и Совета Федерации. Как видим, масштаб фирмы велик, и обслуживаемые проекты, тоже масштабны.

Но ведь получается, что это не проектная позиция. Это единичные явления в сфере правового сопровождения инноваций. Нет системы и рынка инноваций. Правовое обслуживание инноваций требует системности. Как и сами инновации.

Есть инновационные венчурные фонды, есть другие источники финансирования инноваций. Но нет рынка инноваций. Нет Инновационной системы, как объекта управления.
И если инновационную систему создавать, то нужно представлять хотя бы её контуры.
Арапов Сергей (28.05.2011 17:56)0
Правовое сопровождение инноваций тесно связано с управлением инновационным процессом. Трудно писать о том, чего практически нет. Нет ни нормальной инновационной деятельности, ни её нормального правового сопровождения.
Может быть, есть смысл поговорить о том, КАК НАДО?
Новый блог и рассчитан на то, чтобы направления КАК ЕСТЬ и КАК НАДО все-таки сближались!!!
Арапов Сергей (28.05.2011 17:19)2