Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Методологическое описание технологии Знаниевый реактор

"Знаниевый Реактор" - это человеко-машинная система для генерации новых смыслов и новых информационных потоков, которые в дальнейшем подлежат распаковке, утилизации и другим видам обработки информации.

Пространственно-коммуникативное пространство Реактора сформировано следующим образом:

  1. Общение участников происходит на двух Протоколах - метафорическом и административном;
  2. Рабочими Протоколами являются метафорический и научный.
  3. Разработано несколько пространственных схем Знаниевого Реактора, простейшая из которых построена по типу реактора ВВЭР. Есть ядро (СВЭЛ, смысловыделяющий элемент), "лепестки" (контура охлаждения, "знаниевые трансформаторы") и защитная оболочка (служба безопасности).
  4. СВЭЛ старается поддерживать метафорический Протокол. "Лепестки" поддерживают метафорический и научный Протоколы, осуществляя трансформацию информации между языковыми уровнями. Служба безопасности работает в административном Протоколе, следит за энергетикой реактора, характером коммуникации, реагирует на отклонения процесса мыслекоммуникации в Реакторе от нормы. Другими словами, в ядре происходит генерация новых знаний высокой плотности (смыслов), в "лепестках" происходит критика и преобразование смыслов в конкретные решения согласно поставленной задаче, а служба безопасности поддерживает работоспособность системы
  5. Все процедуры мыследеятельности жестко тактируются и контролируются по времени и Протоколам общения Ведущим (инженером управления реактором).
  6. Окончательную трансформацию и сборку информации осуществляет специальная служба сборщиков.
  7. Такт работы смысловыделяющих элементов до 20 минут с подтактами по 3 - 4 минуты.
  8. Информация НЕ СНИМАЕТСЯ после каждого подтакта. Как правило, ее съем осуществляется после трех рабочих подтактов, но сборщики имеют право выборочно снять информацию ранее, обычно, - со СВЭЛа, но, иногда, и с лепестков.
  9. Минимальное количество людей в СВЭЛе - 3 человека, в "лепестке - 2 человека, в службе безопасности 1 - человек (реактор "Лайт"). Максимальное количество людей в одном реакторе - "ромашке", с которыми нам пока приходилось работать - 6 человек в СВЭЛе и по 5 в "лепестках" при 4 - 5 в службе безопасности.

 

Такт работы на разогрев СВЭЛа: СВЭЛы обращены лицами друг к другу и ведут обсуждение темы в круге на 5 человек;
люди в "лепестках" также обращены лицами друг к другу и ведут свое отдельное обсуждение пятью кругами по три-четыре человека.

 

 

Такт работы на охлаждение СВЭЛа: СВЭЛы повернуты лицами друг от друга - к своим "лепесткам".
Независимое обсуждение ведется в пяти кругах по 5 человек.

 

Социальная технология "Знаниевый реактор" используется для расшивки узких мест в форсайтных исследованиях, при построении стратегий и сценариев. В рамках исследования "образа жизни будущего" такая технология позволяет не только сформировать уникальные идеи и инновации, но и самоценна, как пример нового способа коллективного мыследействия, помогающего понизить информационное сопротивление на переговорах, конференциях, экспертных советах.

"Знаниевый реактор" не является тренингом. Это - простая, масштабируемая и тиражируемая человеко-машинная система с очень сложным "бэкграундом". Работа ЗР напоминает техники "мозгового штурма", но сходство - чисто внешнее. Исходным толчком к разработке ЗР послужили организационно-деятельностные игры Г.П.Щедровицкого, и, в известном смысле, знаемый реактор есть "ОДИ, вывернутая наизнанку".

В ОДИ эффект креативности достигается за счет проблематизации и распредмечивания, то есть, в конечном итоге, за счет разрушения групповых и профессиональных идентичностей. Не будет ошибкой сказать, что ЗР создает креативность за счет создания определенных идентичностей (реальных или виртуальных). Поэтому ОДИ работают преимущественно на отрицательных эмоциях, а ЗР - в основном, на положительных эмоциях.

Тем не менее, 1,5 - 3 часа в реакторе - это очень сильная эмоциональная и интеллектуальная встряска, после которой требуется отдых.

Реактор, как человеко-машинная система, проходит сейчас период отладки и лицензирования. Его работа требует постоянного внимания. Реактор может "замерзнуть", то есть перестать поддерживать коммуникацию метафорического протокола общения. Реактор может разогреться, "разогнаться на мгновенных мыслях", когда в коммуникации начинают преобладать ответы на мысли, а не на слова собеседника, то есть, инсталлируется квантовый протокол общения, управлять которым мы не умеем. Поэтому для работы реактора требуется ведущий (старший инженер управления реактором) и служба безопасности. В роли знаниевого трансформатора, переводящего полученную реактором информацию с метафорического на научный протокол выступают, отчасти, "лепестки", отчасти сборщик.

Все вышесказанное справедливо для классического и, в целом, отработанного реактора - "ромашки". Значительно более сложными являются такие устройства, как "знаниевый коллайдер" ("толлайдер") и реакторы второго поколения, которые отрабатываются сейчас.

Коллайдер, на наш взгляд, представляет собой устройство для решения наиболее сложных проблем, прежде всего, онтологических. Классические реакторы играют роль креативного генератора в проектной, программной, сценарной деятельности, а также - в стратегировании. Опыт показал, что реактор может решать организационно-управленческие задачи и, в определенных случаях, задачи бизнес-консультирования.

По окончании курса слушатели обретают навыки управляемого мышления, управляемой коммуникации и рефлективной деятельности. Именно эти навыки лежат в основе компетенции транс- или метапрофессионала. Кроме того, реактор обладает способностью повышать пассионарность участников.



Комментарии