Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

От мозгового штурма к Знаниевому Реактору

Сейчас в творческих коллективах наиболее распространенной формой генерации идей является "мозговой штурм". Штука хорошая, работающая, но требующая высокого уровня подготовки участников. На практике чаще всего это приводит к тому, что в любой команде есть 2-3 человека, которые могут и хотят этой технологией пользоваться, а остальные терпят устраиваемые первыми безобразие.

Попробуем разобраться, почему это происходит, и заодно рассмотрим новую эксклюзивную технологию "Знаниевый Реактор".

Cхема классического мозгового штурма

  1. Подготовка.
    Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Постановка задачи.
    Как правило, изначально известна только часть проблемы, на этом этапе происходит её переформулировка, уточнение, определение границ применения и т.д.
  3. Генерация идей
    Сам алгоритм генерации идей не прописан, это процесс творческий, но должны соблюдаться некоторые правила:
    • полный запрет на критику
    • как можно больше разнообразных идей, нет никаких ограничений;
    • приветствуется необычное и абсурдное;
    • комбинировать и улучшать любые идеи.
  4. Упаковка результатов.
    Идеи группируют, оценивают и отбирают наиболее перспективные.

Данная схема проста и удобна, но имеет ряд ограничений:

  • не четко прописаны роли участников, в результате фактически в штурме участвует не больше 6 человек (может и больше, но требуется не просто высокий уровень подготовки, но и высокий уровень межличностного взаимодействия);
  • в схеме изначально заложено решение задачи за один такт - если допущена ошибка на каком-то этапе, не предусмотрен возврат на более раннюю стадию;
  • требуется достаточно хороший навык креативности, не предусмотрены действия в случае возникновения ступора при отсутствии новых идей;
  • отсутствие четкого и единого алгоритма приводит к необходимости жесткого ведения коммуникаций - постоянно возникают <паразитные" дискуссии, обсуждение склонно распадаться на несколько "веток".

 

Конечно, эти ограничения преодолимы при творческом подходе, и у каждого уважающего себя бизнес-тренера или креативного менеджера есть собственный набор детально проработанных схем мозгового штурма. Нередко мозговой штурм - настоящее искусство. Которое, к примеру применялось при создании технологии "Знаниевый реактор".

Технические отличия этой технологии от мозгового штурма:

  • протоколы управления коммуникациями, позволяющие общаться более эффективно и продуктивно;
  • система типов мышления, позволяющая выйти за рамки своих привычных идей (существует 4 основных типа);
  • алгоритм обмена информацией и переключения позиций восприятия, позволяющий решать задачу в несколько циклов - на каждом выясняются разные аспекты задачи (отличается для каждого типа "Знаниевого реактора");
  • схема пространственной конфигурации ролей - для каждого класса задач (проект или оргпроект, разработка стратегии, форсайтное исследование, определение системы сценариев развития) оптимальна своя схема.

 

"Знаниевый реактор" укладывается в классическую схему мозгового штурма, но обладает существенными особенностями:

  • в процессе могут одновременно и продуктивно участвовать до 40 человек;
  • задача может быть рассмотрена за сколько угодно тактов и циклов (обычно хватает 2-3), до тех пор, пока не будет получено адекватное решение;
  • работа происходит сразу в нескольких группах, составы которых постоянно меняются - это позволяет участниками обмениваться не только знаниями, но и опытом деятельности в определенной роли;
  • обязательное переключение позиций восприятия.

 

"Знаниевый реактор" не призван заменить собой мозговой штурм. Ведь это не просто опыт, зафиксированный в работающих моделях. Это ещё и сообщество замечательных людей, каждый из которых по-своему уникален. Именно люди - главная ценность "Знаниевого реактора".



Комментарии