Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Эволюция власти 3: биологическое и человеческое в социальных силах 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Эволюция власти 3: биологическое и человеческое в социальных силах

В социогенезе задействовано пять социальных сил: любовь и онтология – консервативные силы, объединяющие и стабилизирующие социумы, физическая сила, административная сила и сила денег, структурирующие их в иерархию.

Жесткость и «мягкость»

Физическая и административная силы – силы прямого действия. К подчинению им побуждает биологический страх физического воздействия при пересечении очерченных ими границ.

Любовь и деньги – косвенные силы непрямого действия, что создает обманчивое ощущение их мягкости. Однако как любовь, так и деньги при возникновении дисбалансов взаимной зависимости мгновенно приобретают все признаки жесткой силы: зависимый становится полюсом слабости, а источник зависимости – полюсом силы, а сама сила вполне себе действенным инструментом принуждения.

Добровольное рабство

Зависимость – суть форма добровольного рабства.

Рабства, поскольку налицо зависимость, принуждающая делать то, что от тебя требует или ожидает источник зависимости. Добровольного, поскольку присутствует обманчивое ощущение, что, сделав личный выбор, можешь в любой момент прервать состояние рабства. В личной оценке косвенных сил можно концентрироваться на слове добровольное, но в любом случае слово рабство из этой диалектической пары не выкинуть никуда. Нагляднее всего характер и силу добровольного рабства иллюстрируют предельные случаи зависимости – наркомания, всевластье кольца из «Властелина колец», пр.

Силы прямого действия честнее и очевиднее, по меньшей мере, в них отсутствует латентное диалектическое противоречие. Выказывать открытую фронду, дистанцироваться или же придти к некому компромиссу с ними – намного легче, чем преодолевать внутреннюю зависимость, порождаемую косвенными силами, с которыми вот уж действительно приходится «по капле выдавливать из себя раба».

Длительность действия

Косвенные силы воздействуют на особь непрерывно, тогда как прямые только в моменты выхода за установленные источником власти рамки. Оставаясь в рамках, особь не испытывает никакого воздействия с их стороны.

Глубина действия

Силы прямого действия не покушаются на внутренний мир человека, тогда как косвенные силы приходят по его душу. Пребывая под постоянным давлением, зависимый становится внутренне мягким и податливым в искреннем стремлении заслужить желаемое вознаграждение, готовым поступиться принципами и сменить шкалу ценностей. Читайте «Тараса Бульбу».

Зависимость – самая сильная форма рабства. Убить в себе внутреннего раба удел цельных людей с сильной внутренней онтологией («что такое хорошо, и что такое плохо»), тогда как особь с подвижной онтологией – готовый раб косвенных сил, способный пересекать под их водительством любые границы. Читайте то же «Тараса Бульбу».

Истинная свобода

Достигается разумным компромиссом между частным и общественным при определении в общественном договоре границ свободы личности, контролируемых прямыми силами.

Диалектика свободы в выборе социальной модели: быть абсолютно свободным от воздействия жестких прямых сил, оставаясь в установленных компромиссом рамках, либо же выбрать постоянный прессинг «мягких» косвенных сил, жестко побуждающих к определенным шаблонам действий, которые они от тебя ожидают.

Врожденная тяга в зверинец

Многие предпочитают завуалированную силу любви и денег, открытым и честным ограничениям прямых социальных сил. В этом человек подобен дрессированным животным: он с вожделением подчиняется косвенным силам в ожидании желанного вознаграждения, так же как животные подчиняются воле дрессировщика, выделывая па и выкидывая коленца за кусочек сахара.

Разница в сложности па и в вознаграждении, но суть от этого не меняется.

Биологическая природа социальных сил

Все обсуждавшиеся выше социальные силы имеют в своей основе биологическую природу – биологическая необходимость, страх расправы, жажда любви, удовольствий, прочие биологические императивы.

Онтология как социальная сила

Онтология порождает инвариантную социальную силу, действующую всегда, везде и при любых условиях. С одной стороны она мягкая, поскольку отсутствует ее прямой внешний источник, с другой стороны она жестко побуждает человека к определенным стереотипам действий.

Это самая человеческая из социальных сил, поскольку представляет собой суммарный обобщенный опыт социума, загружаемый в индивидуума, идет от его головы, единственная сила, способная противостоять действию биологических сил – физическому страху, жажде удовольствий и биологической необходимости. Это единственная сила, которая в состоянии преодолевать даже такой сверхжесткий биологический императив как инстинкт самосохранения.

Разрушение онтологии является необходимой предпосылкой всевластья биологически обусловленных сил.

О комплиментарности

Комплиментарность – суперпозиция из социальной любви и онтологии. Социальная форма любви самая слабая из прочих любовей – к себе, к детям, к женщине, к родителям, к друзьям и пр. Сильным чувство комплиментарности делает целостная онтология, обеспечивающая социуму общий мировоззренческий фундамент. Сильным, вплоть до готовности к самопожертвованию за соплеменников. Поэтому комплиментарность – больше человеческое, чем биологическое качество homo sapiens.

Продолжение

Следующая часть будет посвящена динамическим факторам социогенеза – социальным силам, обеспечившим общественным организмам изменчивость – необходимую предпосылку динамичной эволюции.

                                                                                                  Александр Оноприенко  Март-декабрь 2012 г.

http://www.aonoprienko.ru/?p=1721