Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Интервью про мирный атом

С. Б.Переслегин

 

Я несколько лет работал в аппарате Росатома, сейчас советник Директора Научно-Исследовательского Института Атомных Реакторов (НИИАР) в г. Димитровграде. Писатель, автор ряда книг, в том числе документального исследования "Мифы Чернобыля", а также "Самоучитель игры на мировой шахматной доске" и "Новые карты будущего". Участвовал в форсайтных исследованиях по заказу МинЗдравСоцразвития и МинОбрНауки. Сотрудничаю с институтом Курчатова, являюсь независимым экспертом, писателем и публицистом, имею собственную интеллектуальную школу и веду программу "Знаниевый реактор".

В данной статье я высказываю свое личное мнение, за которое только я и несу ответственность. Оно не обязательно совпадает с позицией Росатома или НИИАРа.

Иран стремится обладать мирной атомной программой, так как это экономический и технологический прорыв в область современных технологий. В мире мало стран, которые обладают ими.

Россия стремится закрепить за собой рынок современных ядерных технологий. В мире всего несколько стран, которые способны делиться такими технологиями. Реально на сегодня борьба происходит между Россией (концерн "Росатом"), Францией (концерн "Арива"), Японией (концерны "Тошиба - Вестингауз", "Мицубиси", "Хитачи" в содружестве с "Дженерал электрик"). Отдельные нишевые рынки занимают Канада и Южная Корея. Стремятся выйти на эти рынки Китай и Индия. Заметим, что в числе игроков нет даже такой страны, как США, которая выступает только в фарватере японских ТНК. Это жесткая конкурентная среда.

Это вопрос экономический, а не политический. США хочет представить его, как политический и даже вопрос безопасности, делая вид, что экономических интересов они не преследуют.

Строго говоря, США действительно не преследует в вопросе Бушера непосредственных экономических интересов. Вопрос об опосредованных интересах. Чем в меньшей степени Иран обладает современными технологиями, тем больше оснований для военного, политического и экономического присутствия США в стратегически важном районе Пятиморья (термин, обозначающий земли, лежащие между Аральским, Каспийским, Черным, Красным и Аравийским морем). То есть, для США - это прежде всего политические интересы, которые, однако, вполне переводимы на деньги.

А вот для Франции ("Арива") - это действительно вопрос чисто экономических интересов.

Договор ДНЯО специально оговаривает как право стран на обладание мирной ядерной программой, так и обязанность стран-обладателей распространять технологии. Это именно обязанность. Так что все претензии к России и к Ирану по поводу мирной атомной программы являются противозаконными.

С удовольствие цитирую ДНЯО:

Преамбула:

Государства, заключающие настоящий Договор, ниже именуемые "Участниками Договора", (...)

Обязуясь сотрудничать в целях содействия применению гарантий Международного агентства по атомной энергии в отношении мирной ядерной деятельности, (...)

Подтверждая тот принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические побочные продукты, которые могут быть получены государствами, обладающими ядерным оружием, от развития ядерных взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам-участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,

Будучи убежденными, что в осуществление этого принципа все Участники настоящего Договора имеют право участвовать в возможно самом полном обмене научной информацией для дальнейшего развития применения атомной энергии в мирных целях и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в сотрудничестве с другими государствами, (...)

Согласились о нижеследующем"

Статья 3, часть 3: "Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического или технологического развития Участником Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования или производства ядерного материала в мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора.

Статья 4, часть1: Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора.

Статья 4, часть2: Все Участники Договора обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают в деле содействия, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

Статья 5: Каждый из Участников настоящего Договора обязуется принять соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы в соответствии с настоящим Договором, под соответствующим международным наблюдением и посредством соответствующих международных процедур потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам-участникам настоящего Договора, не обладающим ядерным оружием, на недискриминационной основе, и чтобы стоимость используемых взрывных устройств для таких Участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию. (...)

Другой вопрос, что в последующие годы США, где руководство страны озабочено угрозой ядерного терроризма, настояло на принятии ряда поправок к этому Договору. Однако, законность этих поправок находится под очень большим сомнением, поскольку они противоречат как букве, так и духу ДНЯО, и не были приняты легитимным образом. По существу, они никого ни к чему не обязывают и имеют не статус международного Закона, а статус постановления МАГАТЭ - организации влиятельной, но никакими правами в отношении национальных государств не обладающей. Конечно, США вправе оказывать финансовую или материальную помощь именно тем, кто принимает все поправки и не оказывать ее тем, кто их отвергает.

Политическое давление на Иран и Россию в этом направлении глупо и бесперспективно. Это давление можно расценивать, как попытку навязать менее развитым странам отсталые формы энергетики. Такое давление - не что иное, как форма колониализма Запада.

Атомная станция в Бушере - большой шаг в очистке неба от примесей азота и углерода, которыми засоряют атмосферу производства, работающие на угле и нефти. Особенно показательно в этом смысле нынешнее лето. Именно эти примеси формируют аномальные атмосферные явления, в том числе и над Россией.

Здесь необходимо разъяснение. Важную роль в формировании погоды играет сибирский антициклон. В последние десятилетия этот циклон становится все более и более стабильным атмосферным образованием, определяющим погоду на большей части Евразии. Большинство исследователей связывают это явление с экономическим ростом стран Азии, прежде всего Китая и Ирана (рост производства в Индии оказывает влияние только на местный регион, поскольку Гималаи являются вполне достаточным барьером). Всякий рост производства требует предварительного роста производства и потребления энергии. Энергетика Китая и Ирана - в основном угольная и, отчасти, в Иране, мазутная (дешевые сорта, так как дорогие идут на экспорт). Деятельность угольных и мазутных станций загрязняют атмосферу, способствуя поглощению ей солнечной энергии. Это приводит к разогреву значительной части территории Евразии, что способствует формированию и устойчивости сибирского антициклона. Возникающая стабильная область высокого давления порождает именно ту "карту погоды", с которой мы сейчас имеем дело. Заметим здесь, что погода в текущем году имела свои особенности: сибирский антициклон не сдерживался и не расшатывался окраинными циклонами - вернее, такие циклоны были только на юго-востоке континента. Это объясняется нарушением испарения в Атлантике, что, в свою очередь, связано с формированием нефтяной пленки вследствие аварии на нефтедобывающей платформе Бритиш Петролиум в Мексиканском заливе.

Стремление Ирана перейти к экологически чистой ядерной энергетике, как и усилия Китая в этом направлении международное сообщество должно всячески приветствовать.

Все эти факторы учеными просчитаны, но мы видим, какую политическую и экономическую блокаду выстраивают США, чтобы мирная программа Ирана не осуществилась, и чтобы Россия отказалась продвигать свои технологии.

Не только США. Отрицательный вклад Франции также не стоит замалчивать.

Россия подписала санкции под давлением США. Это недальновидный шаг. Осознание ошибочности этого шага пришло, хотя и поздно. Тот факт, что пуск Бушера объявлен, является косвенным признанием ошибки.

Эти санкции противоречат международному праву и являются противозаконными. Хорошо, что в российском руководстве возобладало понимание, что на мирную атомную программу Ирана и на оборонительные вооружения санкции не распространяются.

ПРОСЬБА ПОЯСНИТЬ: почему технически невозможно использовать мирный атом для бомбы

В Иране строится водо-водяной реактор PWR, по российской терминологии - ВВЭР. Эти реакторы наиболее распространены в мире, ими владеют самые разные страны. Арива собирается строить такой реактор в исламской и политически нестабильной Индонезии, Тошиба-Вестингауз - на Филиппинах. И никто по этому поводу санкций не объявляет:

В принципе, любой реактор можно использовать для создания бомбы, но, внимание!, бомбу можно сделать и без реактора. Конкретно Иран, имеющий в своем распоряжении центрифужную технологию обогащения урана, может сделать бомбу безо всякого Бушера. Кстати, технологически это проще, чем добывать плутоний из отработанного ядерного топлива.

Далее, топливо передается Ирану в лизинг, то есть, все отработанное топливо, из которого теоретически можно извлечь плутоний, он обязан вернуть России. Современные методы контроля позволяют гарантировать, чтобы Иран не утаил ни одного килограмма отработанного топлива.

Очень важно, что согласно ДНЯО обязанность не изготавливать ядерное оружие есть добровольное решение и добрая воля тех государств, которые к ДНЯО присоединились. Иными словами, согласно ДНЯО вопрос не в том, могут ли те или иные технологии быть использованы для изготовления ядерного оружия.

Например, вполне обыденный электролиз воды можно использовать для производства атомной бомбы - таким был немецкий ядерный проект во времена Гитлера: делается реактор на необогащенном уране и тяжелой воде, добываемой электролизом, после чего реактор нарабатывает плутоний, который извлекается из него также вполне обычными химическими технологиями. Опыт Пакистана свидетельствует, что такой проект вполне реализуем.

Вопрос в том, будут ли государства использовать эти технологии для изготовления ядерного оружия. Иными словами, речь во многом идет о доброй воле. Со своей стороны не понимаю, почему я должен быть уверен в том, что Япония, давно обладающая всеми необходимыми технологиями, такую волю проявит, а Иран - нет.

Здесь и спрятался колониализм и двойная мораль:

"Япония или Пакистан - наши союзники, мы уверены в их доброй воле. Иран - тоталитарное исламское государство, которое когда-то захватило наше посольство. Мы в его доброй воле сомневаемся".

ДНЯО толкует эти вопросы следующим образом:

Статья 2: "Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств".

Статья 3, часть 1: "Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемых настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было".

При этом специально оговаривается:

Статья 3, часть 3: "Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического или технологического развития Участником Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования или производства ядерного материала в мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора".

Надежда Кеворкова

корреспондент телеканала Russia Today



Комментарии