Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Перспективы режима нераспространения

1. Договор о нераспространении ядерного оружия: содержание

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 июня 1968 года и заключен 1 июля 1968 года одновременно в Лондоне, Вашингтоне и Москве.

Инициатором заключения этого Договора считается Ирландия, которая выступила с соответствующей инициативой еще на 13-й Генеральной Ассамблее ООН в 1958 году. Инициатива Ирландии не была поддержана Францией и СССР. В 1965 году, после испытания атомного оружия во Франции и в Китае, США представили в Комитет восемнадцати государств по разоружению проект соглашения о нераспространении, несколько позже Советский Союз представил свой проект аналогичного договора Генеральной Ассамблее ООН. В августе 1967 года советские и американские предложения были согласованы. Договор был открыт для подписания 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года.

Договор о нераспространении ядерного оружия входит в единую группу международных соглашений, регулирующую производство, испытание и применение ядерного оружия:

  • Договор об Антарктиде (1959 год);
  • Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 год);
  • Договор о принципах деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1967 год);
  • Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (1967 год, СССР подписал Протокол к Договору в 1978 году);
  • Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год);
  • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия (1971 год);
  • Соглашение о предотвращении ядерной войны (1973 год);
  • Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (1974 год);
  • Договор о безъядерной зоне в Южной части Тихого океана (1986 год);
  • Договор о создании в Африке зоны, свободной от ядерного оружия (1996 г., не вступил в силу);
  • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год, не вступил в силу).

Договор вводил понятие "государства, обладающего ядерным оружием", причем таковым государством признавалась страна, которая произвела и взорвала ядерное оружие или иное ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года. Таких держав насчитывалось пять: Соединенные Штаты Америки, Советский Союз, Великобритания, Франция и Китай. Первые три из вышеперечисленных государств были назначены депозитариями договора.

Таким образом, Договор вводил три государственных статуса в отношении обладания ядерным оружием:

  • Государства-депозитарии ДНЯО (США, СССР, Великобритания);
  • Прочие государства, обладающие ядерным оружием (Франция, Китай);
  • Государства, не обладающие ядерным оружием.

 

Договор запрещал государствам, обладающим ядерным оружием, передавать кому-либо ядерное оружие или иные ядерные взрывные устройства, контроль над таким оружием или устройствами, не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению такого оружия или контроля над ним, не предоставлять исходного или специального расщепляющегося материала, а также оборудования или материала для производства расщепляющегося материала.. Равным образом, договор требовал от государств, не обладающих ЯО, не принимать, не производить, не приобретать ядерное оружие, не добиваться и не принимать какой-либо помощи в его производстве.

Договор оговаривал соответствующие формы контроля над использованием ядерных технологий и материалов. В роли международного контролирующего органа используется МАГАТЭ (IAEA - International Atomic Energy Agency), с которым каждое из государств, не обладающих ядерным оружием, обязано заключить соглашение. Понятно, что такое положение дел создает возможность для злоупотреблений со стороны МАГАТЭ. Существенно, что Договором не предусмотрен механизм разрешения споров между МАГАТЭ и государствами, не обладающими ядерным оружием.

Договор специально подчеркивал неотъемлемое право участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации (статья 3.3., статья 4.1., статья 5).

Отдельно оговаривалось право государства-участника выйти из Договора в случае угрозы национальной безопасности (статья 10.1).

Договор был заключен сроком на 25 лет с возможностью его продления.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления трёх ядерных держав - СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств - участников договора. В резолюции предусматривается, что в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения Совет Безопасности и, прежде всего, его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии; в ней подтверждается также право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях, с которыми каждая из трёх держав выступила при принятии этой резолюции, указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

По своему содержанию Договор о нераспространении ядерного оружия был типичным документом времен "холодной войны" и фиксировал договоренность, достигнутую после Карибского кризиса 1962 года между СССР и США. Речь шла о принципиальном исключении ситуации, когда вопрос о применении ядерного оружия в региональном конфликте мог быть поставлен в зависимость от доброй воли, например, правительства Кубы или Турции. Для США выгодность ДНЯО заключалась в появлении известных гарантий от повторения в той или иной форме событий 1962 года на Кубе. Советский Союз получал определенные гарантии, что он не будет втянут в локальную ядерную войну на одной из своих границ при сохраняющемся риске глобальной ядерной войны с США. Великобритания была вынуждена присоединиться к Соединенным Штатам, что автоматически лишало ее возможности вести самостоятельную политику в ядерной области - результат, устраивающий как СССР, так и США. Франция и Китай получили по Договору статус великой (ядерной) державы. Это также устраивало всех, поскольку было уже свершившимся фактом.

Существенно, что в контексте 1968-го года многочисленные оговорки о возможности развития ядерных технологий в мирных целях играли крайне незначительную роль. На 1968 год суммарная установленная мощность атомных электростанций в мире не превышала 10 ГВт (электрических), причем практически все станции находились на территории государств, обладающих ядерным оружием или их ближайших союзников. Поэтому предлагаемые ДНЯО гарантии в области мирных ядерных технологий носили в 1968 году в известной мере демагогический характер. Характерно, что заключение Договора о нераспространении никак не отразилось на мировых ценах на уран, в то время очень низких (порядка 7 - 8 долларов за фунт оксида). Ситуация резко изменилась после нефтяного кризиса 1973 года. За пять лет цены на уран поднимаются почти в шесть раз, начинается активное строительство АЭС в целом ряде стран. К настоящему времени именно статьи ДНЯО, устанавливающие недискриминационный доступ развивающихся стран к энергетическим ядерным технологиям, играют решающую роль в оценке перспектив этого Договора.

На 1965 год в процессе развития атомной энергетики участвовали 10 стран (СССР, США, Великобритания, Франция, ФРГ, ГДР, Япония, Канада, Швеция(?), Бельгия). (http://www.laes.ru/ciso/work/world/razdel/statistik/bigkium.htm)

На 1985 году число участвующих стран составило 30, на 2002 год - 33: Аргентина, Армения, Бельгия, Бразилия, Болгария, Канада, Китай, Чехия, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Индия, Иран - строится, Япония, КНДР - строится, Южная Корея, Литва, Мексика, Нидерланды, Пакистан, Румыния, Россия, ЮАР, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, Украина, США, Тайвань. (В.Г.Асмолов и др. "Атомная энергетика". М., 2004.)

 

2. Статус Договора на конец 2006 года

По состоянию на конец 2006 года Договор о нераспространении ядерного оружия считается действующим и имеющим бессрочный статус. Его участниками является 187 государств, то есть практически все независимые государства мира, за исключением Индии, Пакистана, Израиля, КНДР.

Тем не менее, юридический, фактический и этический статус договора, неочевиден:

1. С точки зрения международного права Договор не предусматривал такого события, как распад одной из держав-депозитариев, и не оговаривал порядок действий в этом случае. Признание России единственным правопреемником СССР имеет сомнительную легитимность и, по существу, является актом доброй воли со стороны любого из государств постсоветского пространства.

На территории Казахстана проводились ядерные испытания до 1 января 1967 года, следовательно, по этой причине Казахстан должен быть отнесен к "государствам, обладающим ядерным оружием". Фиксируемый текстом Договора признак - проведение ядерных испытаний на территории данного государства до 1.1.67 г. - носит объективный, наблюдаемый и формальный характер, поэтому заявление правительство Казахстана об отказе от ядерного статуса страны юридической силы в рамках Договора не имеет.

На сегодня Казахстан - член ДНЯО. Но какой статус он имеет в этом Договоре - страны-депозитария, страны, обладающей ядерным оружием или страны, таковым оружием не обладающей?

Определенные основания требовать ядерный статус есть также у Алжира - французы испытывали свою бомбу на территории этой страны.

В менее острой форме этот же вопрос можно поставить в отношении всех бывших советских республик - по крайней мере, в отношении Украины и Белоруссии, на территориях которых складировалось значительное количество ядерных зарядов.

2. Далее, не подлежит сомнению то обстоятельство, что государства, обладающие ядерным оружием, и, в первую очередь, государства-депозитарии грубо нарушили обязательства, взятые на себя в преамбуле и статье 6 Договора о нераспространении ядерного оружия:

"...достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения (...), содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, с тем, чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем".

В действительности, в период 1968 - 2006 гг. произошло масштабное увеличение ядерных арсеналов, Например, для СССР и США:

 

Количество ядерных зарядов 1972 1979 1991
США 7304 9762 10743
СССР 2309 5642 10201

 

(Сравнительный анализ создания и развития морских стратегических ядерных сил СССР и США. Владивосток, 2005)

В настоящее время (2006 г.) на вооружении РФ находится 5518 ядерных зарядов, на вооружении США - более 7800 на боевом дежурстве, всего - свыше 10800.

3. Еще более существенным является формальное нарушение державами-депозитариями следующего положения преамбулы Договора:

"государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций". Это положение было грубо нарушено Советским Союзом в Афганистане, Соединенными Штатами Америки в Ираке и Югославии (агрессия США против Афганистана имела своим формальным юридическим обоснованием решение ООН). Очень существенно, что во всех трех случаях имела место агрессия со стороны государства, обладающего ядерным оружием, против государства, участника ДНЯО, таким оружием не обладающего.

Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством. Эти обязательства, однако, не были включены в текст самого Договора, и конкретная форма таких обязательств могла со временем изменяться. США, например, указывали, что они могут применить ядерное оружие в ответ на нападение с применением неядерного "оружия массового уничтожения", такого как биологическое или химическое оружие, поскольку США не могут применить в ответ ни то, ни другое. Министр обороны Великобритании Джофф Хун косвенно указывал на возможность применения ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного оружия, осуществлённое каким-либо из "государств-изгоев".

В статье 1 ядерные государства обязуются не "побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, ...приобретать ядерное оружие" - однако принятие ядерным государством военной доктрины, основывающейся на возможности нанесения упреждающего удара, равно как и иные угрозы применения вооружённой силы, можно в принципе рассматривать как такого рода побуждение.

4. В настоящее время Соединенные Штаты Америки угрожают применить силу против Ирана и КНДР, препятствуя их праву свободно выйти из Договора в соответствии со статьей десятой.

Агрессия США против Ирака предоставила Ирану и КНДР формальный повод выйти из ДНЯО в соответствие с формулировкой статьи 10: "Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы". Понятно, что нападение на независимое государство, участника ДНЯО, со стороны ядерной державы, может рассматриваться, как "исключительное обстоятельство, поставившее под угрозы высшие интересы".

5. В нарушение статей 4 и 5 ДНЯО не созданы механизмы недискриминационного доступа государств, не обладающих ядерным оружием, к мирным ядерным технологиям. Напротив, приняты меры к максимальной дискриминации целого ряда так называемых "стран-изгоев", право которых на развитие ядерной энергетики оспаривается.

6. Раздел 2 десятой статьи Договора говорит о продлении действия Соглашения "на дополнительный определенный период или периоды времени". Следовательно, бессрочное продление ДНЯО, принятое на конференции в мае 2005 года, не имеет юридической силы.

7. Де-факто, Договор о нераспространении ядерного оружия утратил силу с момента создания и испытания ядерного оружия в странах, на 1 января 1967 года таким оружием не обладавших.

На сегодня можно уверенно говорить о "второй ядерной пятерке".

Официально признают существование у себя ядерного оружия Индия и Пакистан. Израиль до последнего времени официально не признавал наличия у страны ядерного оружия, однако оговорка премьер-министра страны Эхуда Ольмерта окончательно превратило ядерную программу Израиля в секрет Полишинеля.

"Выступая в понедельник в эфире немецкого телевидения, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт впервые косвенно признал, что Израиль обладает ядерным оружием, сообщает AFP.

Такой вывод агентство сделало из следующих слов Ольмерта: "Мы никогда не угрожали другим странам уничтожением. Иран открыто и публично угрожает стереть Израиль с карты мира. Можно ли после этого поставить Иран, добивающийся обладания ядерным оружием, в один ряд с Францией, Америкой, Россией и Израилем?" (http://www.canada.ru/forum/viewtopic.php?p=42061).

Считается, что на сегодня Израиль имеет от 100 до 200 боеголовок.

ЮАР произвела несколько ядерных зарядов и, возможно, осуществила взрыв над Атлантикой. Хотя к настоящему времени ядерный арсенал страны аннулирован, ЮАР должна считаться "малой ядерной державой".

О взрыве ядерного устройства объявила КНДР. Кроме того, ряд специалистов уверенно диагностируют наличие экспериментального ядерного заряда у Ирана. Япония, хотя и заявляет об отсутствии ядерного оружия, не скрывает существования в стране технологий его производства, а также наличие на территории страны первичных расщепляющихся материалов и оборудования для их обогащения.

Почти во всех перечисленных случаях (за исключением КНДР и Ирана) страны, имеющие по Договору 1968 года статус обладателей ядерного оружия, не только не препятствовали, но и прямо способствовали созданию оружейных ядерных технологий у государств "второй пятерки".

"Палата представителей Конгресса США вечером 8 декабря [2006 года] одобрила закон, позволяющий продажу ядерного топлива и реакторов в Индию, сообщает Reuters. За принятие документа выступили 330 конгрессменов, против - 59.

Ожидается, что Сенат поддержит этот законопроект в ближайшие дни, после чего он поступит на подпись президенту. Джордж Буш уже заявлял о своей поддержке этой инициативы, так как она "усилит связи США с самой населенной в мире демократией и даст возможность американским компаниям заработать миллиарды долларов".

В то же время критики закона полагают, что Джордж Буш и его администрация совершают "историческую ошибку", которая подорвет усилия США, направленные на сохранение режима нераспространения ядерного оружия". (http://lenta.ru/news/2006/12/09/fuel/)

8. Этические претензии ДНЯО официально высказываются Индией, Пакистаном и Израилем. Эти государства справедливо указывают, что Договором создана привилегированный клуб "ядерных государств", куда другие страны не имеют доступа, при этом никакого морального обоснования законности такого разделения Договор не содержит.

9. Разделение "мирных" и "военных" ядерных технологий было, в какой-то мере обосновано для технологического уровня 1960-х годов. В настоящее время провести границу между этими технологиями не представляется возможным. Контроль над экспортом ядерных материалов со стороны Лондонского клуба по мере развития глобализационных процессов и совершенствования механизмов теневого "рынка" этих материалов становится все более и более призрачным. В настоящее время не представляется возможным доказать отсутствие собственного ядерного оружия у Японии, Германии, Канады, Австралии, Швейцарии, Швеции.

Мохаммед аль-Барадеи, руководитель МАГАТЭ, считает, что в наше время ядерную бомбу могли бы создать не менее 40 государств - было бы желание. На конференции 2005 года аль-Барадеи представил предложения по укреплению режима нераспространения:

  • отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония на ближайшие пять лет;
  • перевод всех исследовательских реакторов, работающих на высокообогащенном уране, на использование низкообогащенного урана;
  • ужесточение требований по проведению инспекций МАГАТЭ;
  • ужесточение действий Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО;
  • ужесточение расследований и судебных преследований любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями;
  • ускорение ядерного разоружения государств - участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием;
  • принятие мер, направленных на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову.
Невооруженным глазом видна неосуществимость этих требований в целом и бессодержательность большей части из них (ужесточить, ускорить, принять меры:).

 

3. Перспективы продления Договора

В настоящее время можно говорить о том, что юридические, фактические, этические и логические основания для продления режима нераспространения утрачены, и этот режим существует исключительно в силу инерции.

Неопределенность перспектив дальнейшего существования ДНЯО в полной мере проявилось на конференции в мае 2005 года в Нью-Йорке: "Три ключевых комитета конференции, где обсуждался вопрос о пересмотре договора о нераспространении ядерного оружия, прекратили свою работу уже в четверг. Им не удалось объединиться, для того чтобы составить письменные рекомендации для усиления договора о нераспространении ядерного оружия. Американец Томас Грэхам, участвовавший ранее в переговорах, сказал, что ему еще ни разу не приходилось наблюдать подобного пессимизма на переговорах о нераспространении ядерного оружия. Грэхам предупредил Вашингтон о том, что лучше будет воздержаться от подтверждения и выполнения обещаний, которые правительство Соединенных Штатов дало в ходе конференций по вопросу договора о нераспространении ядерного оружия, проходивших в 1995 и в 2000 году.

Еще одним спорным моментом остался вопрос о формулировке, гарантирующей государствам, не обладающим ядерным оружием, право вести разработки в области атомной энергетики и использовать атомную энергию в мирных целях. Данная формулировка должна быть зафиксирована в договоре о нераспространении ядерного оружия. Было еще одно оспариваемое предложение, которое состояло в том, чтобы легализовать ядерные технологии, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия, только в ограниченном количестве стран, за исключением, например, Ирана. Критики отклонили это предложение как ограничивающее их права, согласно договору" (http://www.kommentator.ru/accent/2005/a0530-2.html).

Уже сейчас режим нераспространения трактуется рядом государств (в частности, Индией), как экономически дискриминационный. Указывается, что в условиях сегодняшнего дня ДНЯО не столько препятствует расширению списка ядерных военных держав, сколько позволяют "государствам, обладающим ядерным оружием" эффективно контролировать рынок радиоактивных материалов и ядерных технологий. Другими словами, ДНЯО сегодня является формой государственного протекционизма.

Управление этим рынком сосредоточено в руках стран-депозиториев (на практике - в руках США), а внеэкономические выгоды от регулирования рынка получают также страны-участники Лондонского клуба.

Можно утверждать, что единственным мировым "игроком", заинтересованным в продлении ДНЯО в его нынешней форме являются США, точнее говоря - республиканская администрация США. Поэтому есть все основания предсказывать крах существующей формы режима нераспространения после выборов 2008 года в США.

 

4. Возможные модификации режима нераспространения

Проанализируем возможные модификации режима нераспространения ядерного оружия на период 2006 - 2020 гг.

Прежде всего, выделим основные факторы, которые могут оказать воздействие на статус режима нераспространения:

1. Экономическая целесообразность. В той форме, в которой Договор о нераспространении ядерного оружия существует сегодня, он сдерживает естественное развитие рынка ядерных материалов и технологий. Это, с одной стороны, ограничивает доступ ряда стран к жизненно необходимым им энергетическим ресурсам, а с другой - ограничивает прибыль стран - членов Лондонского клуба. Следовательно, соображения экономической целесообразности будут подталкивать мировое сообщество к либерализации ядерных рынков. В общем и целом, это соответствует логике развития ВТО, Всемирного банка и т.п.

2. "Принцип человеческого развития и борьбы с бедностью", зафиксированный в ряде основополагающих международных документах (Рио-де-Жанейро, 1992 г., "Саммит тысячелетия ООН", 2000 г., Монтер, 2001 г. и т.п.), также будет способствовать либерализации ядерного энергетического рынка.

3. Из наиболее общих системных соображений понятно, что ни одно соглашение, сдерживающее естественное развитие общества, не может быть успешным в средне- и долгосрочной перспективе. Договор о нераспространении ядерного оружия фиксирует состояние мира на середину 1960-х годов, когда лишь несколько стран вступило в стадию развитого индустриального общества. Сейчас на этой стадии находится несколько десятков государств (по оценкам аль Барадеи - не менее сорока). Естественно и неоспоримо их стремление обладать технологиями, в том числе и военными, соответствующими развитому индустриализму.

4. С другой стороны, Соединенные Штаты Америки приложат все усилия к продлению существования режима нераспространения в той или иной форме. Для республиканской администрации это связано с представлениями о мировом лидерстве и вытекающих их этого обязанностях, для демократов - с внутриполитическими причинами . При этом, демократы будут более свободны в выборе путей модификации режима нераспространения.

Можно с уверенностью предсказать крайне нервную реакцию американского населения на рост списка держав, обладающих ядерным оружием, и на включение в этот список исламских государств.

5. Существенным фактором, "работающим" на сохранение и даже ужесточение режима нераспространения, является нарастающий в мировом сообществе страх перед угрозой ядерного терроризма. Можно предвидеть, что в течение какого-то времени этот страх будет пересиливать любые экономические императивы.

Современные меры безопасности в аэропортах с экономической точки зрения не выдерживают никакой критики, да и в логике безопасности они плохо обоснованы.

6. Свою лепту в ограничение перемещения расщепляющихся материалов и ядерных технологий внесут природоохранительные организации, журналисты и "общественность".

7. Стабилизирующую роль в отношении ДНЯО будут играть международные организации - прежде всего, ООН, затем - МАГАТЭ. Необходимо понимать, что для МАГАТЭ сохранение ДНЯО есть в буквальном смысле слова вопрос существования.

8. Наконец, важным фактором амбивалентного действия станет нарастание угрозы локальной или ограниченной войны с использованием "великими державами" тактического ядерного оружия.

Таким образом, складывается ситуация неустойчивого равновесия: три фактора способствуют смягчению режима нераспространения или даже отмене его, три, напротив, стимулируют его ужесточение, действие еще одного фактора - угрозы войны - непредсказуемо, и еще один фактор будет стремиться к сохранению режима в неизменной форме.

Понятно, что экономические (1) и системные (3) закономерности носят долгосрочный характер, и со временем их воздействие на политический процесс будет нарастать. Гуманитарная составляющая (2) потеряет свое значение по мере нарастания международного политического кризиса и усиления угрозы войны (8). Одновременно начнет быстро падать роль международных организаций (7), экологических движений, прессы и общественности (6). Соединенные Штаты (4) постепенно перейдут от политики ужесточения ДНЯО к политике поэтапного отказа от этого режима. Страх перед терроризмом сохранится, но экономические последствия такого страха со временем будут падать (социальный страх, будучи сильной эмоцией, постепенно расходуется и переходит из "острой" в "хроническую" форму).

Факторы, оказывающие влияние на режим нераспространения

Фактор Период Динамика Тенденция
Экономическая целесообразность долгосрочный растет Либерализация
Человеческое развитие и борьба с бедностью краткосрочный падает Либерализация
Системное развитие постоянный растет Либерализация
США краткосрочный изменяется Контроль
Террористическая угроза среднесрочный падает Контроль
Общественность, пресса, Гринпис краткосрочный падает Контроль
ООН, МАГАТЭ краткоосрочный падает Контроль
Угроза войны постоянный растет ???

 

В этой связи вырисовывается целый спектр возможных модификаций Договора о нераспространении ядерного оружия:

 

1. Ужесточение ДНЯО в схеме аль Барадеи или близкой по содержанию схеме, принадлежащей А.Арбатову

Арбатов А.Г. родился в 1951 г. в Москве. В 1973 г. закончил МГИМО МИД СССР по специальности международные отношения. С 1973 г. работал в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР (РАН). Работал советником делегаций СССР на переговорах по ограничению стратегических вооружений в Швейцарии и на Генассамблее ООН (США). Член различных общественных организаций.

В 1992 г. создал свой независимый научный центр - Центр геополитических и военных прогнозов, выполняющий заказы Министерства Обороны и других ведомств. Член бюро Центрального совета партии "Яблоко". Избирался в ГосДуму третьего созыва.

1) Ратификация Соединенными Штатами и Китаем Договора о запрещении ядерных испытаний как ключевого звена, соединяющего "вертикальное" и "горизонтальное" ядерное разоружение, что способствовало бы присоединению к этому договору также Индии, Пакистана, Израиля и положило бы предел совершенствованию ядерных вооружений тех государств, которые его уже создали. Тем самым также была бы поставлена серьезная преграда для создания ядерного оружия остальными явными и тайными "пороговыми" странами.

2) Согласование между США и Россией дополнительных процедур и правил подсчета боезарядов в процессе выполнения Договора о СНВ 2002 г., графика сокращения вооружений и адаптированных система контроля и мер доверия. Продление срока действия систем контроля и мер доверия Договора СНВ-1 по крайней мере до 2012 г. Подготовка и начало переговоров по Договору СНВ-2, имея в виду сокращение стратегических ядерных вооружений в период до 2017 г. до уровня примерно 1000 боезарядов.

3) Переход к поэтапному прекращению состояния взаимного ядерного сдерживания между Россией и США. На первом этапе - контролируемый отказ от концепций ответно-встречных ударов, то есть от пусков ракет на основании информации от систем предупреждения о ракетном нападении.

4) Последовательное увеличение организационными и техническими мерами времени подготовки ракет к пускам, надежно контролируемыми инспекционными группами сторон, с охватом на первом этапе как минимум 50% стратегических сил, в том числе, но не исключительно, путем отстыковки и раздельного хранения боезарядов от носителей СЯС.

5) Концептуальное снижение приоритетности опоры на ядерное оружие и ядерное сдерживание в стратегии обеспечения национальной безопасности США, России, Великобритании, Франции и Китая, зафиксированное в основных доктринальных документах и программах. Принятие всеми, без исключения, ядерными государствами обязательства о неприменении ЯО первыми против любого государства-члена ДНЯО.

6) Расширение задач и технологии совместного реагирования на ракетные угрозы. "Размораживание" с этой целью Московского Центра обмена данными о пусках ракет и ракет-носителей и расширение его функций.

7) Заключение полномасштабного договора между Россией и США о сотрудничестве в разработке, развертывании и использовании информационных и огневых систем ПРО, разграничивающего совместные и односторонние работы в этой сфере и представляющего гарантии, что системы ПРО не будут направлены друг против друга.

8) Ратификация всеми членами ДНЯО Дополнительного Протокола 1997 г. как обязательное условие любого международного сотрудничества в сфере ядерной энергетики .

Протокол предполагает резкое усиление контроля со стороны МАГАТЭ над национальными ядерными программами, включая внезапные проверки инспекторами организации любых ядерных объектов. На настоящий момент Протокол подписан тридцатью странами (из 187 государств - участников ДНЯО). (смотри: http://www.iranatom.ru/databas.htm , документ rep051.pdf)

9) Заключение Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях (ДЗПРМ) и поэтапное расширение его охвата с соответствующими механизмами контроля для ядерных и неядерных членов ДНЯО, подключение к нему "неприсоединившейся" тройки (Израиль, Индия, Пакистан).

10) Интеграция ныне действующих групп контроля ядерного экспорта (Комитет Цангера, ГЯП), постановка их деятельности на договорно-правовую основу с новым механизмом принятия решений (возможно, квалифицированным большинством), системой контроля и санкций за нарушение через МАГАТЭ и СБ ООН.

11) Запрещение любых новых поставок ядерных технологий и материалов государствам, не участвующим в ДНЯО и не принявшим всеобъемлющие гарантии МАГАТЭ. Запрет на поставки технологий полного ядерного цикла в неядерные страны-члены Договора, если они не присоединились к всеобъемлющим гарантиям и Дополнительному Протоколу МАГАТЭ 1997 г. Новые поставки государствам ДНЯО осуществляются только при принятии ими условий возврата или ликвидации полученных материалов и технологий в случае выхода из ДНЯО (в ином случае должен быть предусмотрен порядок доклада МАГАТЭ и принятия санкций на основе априорного мандата СБ ООН).

12) Обеспечение поставок готового ядерного топлива странам, отказавшимся от полного цикла, по самой низкой рыночной стоимости и последующего вывоза отработанного ядерного топлива со стороны специально созданных для этой цели международных консорциумов под эгидой МАГАТЭ.

13) Ужесточение Режима контроля над ракетными технологиями (РКРТ), особенно в части поставок технологий двойного назначения, оказание совместного давления великих держав в целях присоединения к режиму стран, не являющихся его участниками. Превращение РКРТ в международный договор с четкими определениями его объектов и субъектов, мерами проверки и транспарентности, обязательствами государств-участников скорректировать соответственно свое внутреннее законодательство и создать отвечающие общему стандарту механизмы экспортного контроля.

14) Расширение штата и финансирования МАГАТЭ, а также его прав по проведению расследований нарушений ДНЯО с передачей дела в СБ ООН для применения мер наказания и принуждения. (http://www.nationalsecurity.ru/library/00005/00005report4.htm)

Первые семь пунктов этой доктрины не имеют под собой никакого реального содержания, и ни при каких обстоятельствах не будут реализованы на практике. Выполнение остальных пунктов вполне возможно. Оно, однако, будет означать создание стратегического союза стран, обладателей ядерного оружия, направленного против всего остального мира. Едва ли такой союз может быть сколько-нибудь прочным и долговечным.

Как следствие, данная версия модификации ДНЯО может быть реализована только в краткосрочной перспективе (1 - 2 года), но это затруднено конфликтными отношениями в "треугольнике" США - Россия - Европа.

За реализацию этой версии будет активно выступать МАГАТЭ и российские политики либерального направления.

 

2. Сохранение основных положений ДНЯО с формальным "осовремениванием" этого договора.

Под "осовремениванием" понимается изменение списка депозитариев, формальное решение в тексте договора проблемы постсоветских территорий, расширение списка "ядерных держав" добавлением, по крайней мере, Индии.

Это, по крайней мере, логично и приводит юридическое и фактическое состояние дел к некоторому соответствию. Однако, напрочь отсутствуют акторы, заинтересованные именно в таком решении проблемы ДНЯО, поэтому реализация данного варианта маловероятна.

 

3. Создание системы многоуровневого ядерного протекционизма.

Режим ДНЯО "образца 1968 года" предусматривал только два статуса: государства, обладающие ядерным оружием, и государства, им не обладающие. Из числа первых неофициально выделялась подгруппа депозитариев, а из них - две сверхдержавы. Переход между статусами был невозможен в принципе.

В современных условиях количество статусов должно быть увеличено. Оно может включать в себя следующие дополнительные категории: государства, добровольно отказавшиеся от обладания ядерным оружием (ЮАР); государства, испытавшие ядерное оружие, но не производящие его; государства, стремящиеся к овладению полным ядерным циклом. Должен быть прописан механизм перехода из одного статуса в другой и, в первую очередь, расширение списка ядерных держав с включением в него государств "второй ядерной пятерки".

Надо иметь в виду, что формальное признание Израиля "государством, обладающим ядерным оружием", приведет к немедленному выходу мусульманских государств из ДНЯО.

Этот вариант вполне возможен и даже вероятен. Собственно, он и реализуется последние годы - правда, де-факто, а не де-юре - то есть, без формальной ревизии ДНЯО. Не подлежит, однако, сомнению, что США придает Индии иной ядерный статус, нежели Пакистану, а Пакистану - иной, нежели Ирану.

 

4. "Национальная атомная энергетика и международный топливный цикл"

Собственно, это - российская инициатива на саммите "большой восьмерки" летом 2006 года в Санкт-Петербурге. Позволяет решить "основную проблему ДНЯО", то есть разделить мирные и военные атомные технологии. Юридически речь идет о замене торговли расщепляющимися материалами на лизинг этих материалов. При этом рынок расщепляющихся материалов либерализуется и одновременно создается жестко регулируемый рынок ОЯТ.

Этот проект сохраняет дух ДНЯО (и режим нераспространения), но требует полной переработки текста договора. При последовательной реализации концепции "национальная ядерная энергетика и международный топливный цикл" растет значение ООН, но резко сокращаются прерогативы МАГАТЭ.

Актором данной версии является Россия, которая, на данный момент, не поддержана никем. Тем не менее, "ядерная инициатива Путина" вполне может реализоваться, так как наличествует политическая воля и соответствующие экономические возможности.

 

5. Либерализация рынка расщепляющихся материалов при формальном сохранении ДНЯО.

Актором этой концепции, насколько можно судить, выступает Франция. Реализация этой концепции не очень вероятна, поскольку в краткосрочной перспективе этому помешает террористическая угроза, а долгосрочной перспективы концепция просто не содержит.

 

6. Изменение уровня ДНЯО.

Вводится статус: "государство, обладающее стратегическим термоядерным потенциалом". Под этим понимается:

  • Наличие у страны широкого спектра ядерного оружия;
  • Наличие термоядерного оружия, соответствующих технологий и производств;
  • Наличие современных межконтинентальных средств доставки термоядерного оружия, соответствующих технологий и производств (имеется в виду способность носителей ЯО к преодолению системы противовоздушной и противоракетной обороны противника);
  • Накопленный ядерный потенциал, позволяющий принять на вооружение "доктрину массированного возмездия".

 

К таким государствам сегодня могут быть отнесены только члены "первой атомной пятерки".

Вводится статус: "государство, обладающее ядерным оружием". Под этим понимается проведение испытания ядерного устройства на территории данного государства до 1 января 2007 года. К государствам этого статуса следует отнести Индию, Пакистан, Израиль, КНДР, ЮАР.

Остальные страны получают прежний статус "неядерных государств".

Договор переписывается в "логике пропорции": термоядерные страны относятся к ядерным, так же, как ядерные - к неядерным. То есть, не допускается распространение термоядерного оружия за пределы "первой пятерки", а ядерного - за пределы "второй пятерки", даются соответствующие гарантии ненападения.

Такое решение, скорее всего, будет принято - но в долгосрочной перспективе (20 лет).

 

7. "Атом в обмен на ракеты"

Упрощенный вариант предыдущей версии: стране, не обладающей ядерным оружием, разрешается развивать у себя либо ядерные технологии - не важно, мирные или военные, - или ракетные технологии, но не те и другие вместе.

При реализации этого варианта державы, члены "ядерного клуба" денонсируют Договор о демилитаризации космического пространства, размещают в космосе систему противоракетной обороны и препятствуют любым попыткам "новых ядерных стран" создавать и испытывать ракетные технологии.

Надо иметь в виду, что контроль над ракетными технологиями всегда был неофициальным приложением к режиму нераспространения. Кроме того, в отличие от атомной энергии, ракетные технологии не имеют очевидного гражданского применения (за исключением космических исследований, которые достаточно интернационализированы). Наконец, космодром является более уязвимой целью, нежели ядерный центр.

Данный вариант соответствует интересам Соединенных Штатов Америки и их логике принятия решений. Его реализация (конечно, после ноября 2008 года) очень вероятна.

 

5. Экономические последствия отмены или глубокой модификации режима нераспространения

Во всех версиях либерализации ядерного рынка цены на природный и обогащенный уран будут расти, приближаясь в пределе к современным ценам "черного рынка".

 

2006 г.



Комментарии