Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Советские подлодки с жидкостно-металлическим реактором: почему их никто не смог повторить.

Уникальная атомная подлодка проекта 705 "Лира" создавалась как специализированный подводный истребитель. Ее единственной задачей была борьба с вражескими ракетными подводными лодками. Ну, и прочими надводными и подводными супостатами, буде подвернутся в отсутствие неприятельских ракетоносцев. Единственным вооружением "Лиры" (в НАТО ее почему-то прозвали "Альфа") были торпеды - шесть аппаратов в носу.

 
Американцы после массового появления у них атомных подводных ракетоносцев повадились эти самые ракетоносцы посылать барражировать под водой вблизи наших морских границ - так, чтобы в час "Ч" (то есть в случае начала атомной войны между СССР и США) быстро выпустить атомные ракеты по нашим городам. Задачей вновь создаваемой советской подлодки как раз и было - следовать за американским ракетоносцем как приклеенной, чтобы в тот же самый час "Ч" быстренько утопить его своими торпедами, не дав выпустить ракет. А для успешного выполнения такой задачи подлодка-истребитель должна была обладать действительно выдающимися характеристиками.

Для того, чтобы создать такую подлодку, специальным постановлением ЦК и Совмина СССР корабельным конструкторам разрешалось отступать от норм и правил военного судостроения в том случае, если они докажут необходимость подобных мер для выполнения поставленной задачи. И отступали - но и задачу, поставленную перед ними, выполнили блестяще.

 

Что же получилось в итоге?.. Лодка была создана небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн. Стремительными очертаниями "Лира" напоминает крупного морского хищника. Титановый корпус снижал заметность и массу подлодки, резко увеличивая скорость и маневренность. В конструкции субмарины применены революционные на тот момент решения.

Однако главная новизна этого подводного корабля - реактор его был с металлическим теплоносителем. Это очень капризная система, которая создает массу проблем с поддержанием рабочей температуры теплоносителя (металл не вода - при комнатной температуре он, ясное дело, тут же застынет, выведя реактор из строя), зато полный ход с места лодка развивала за минуту. А ход этот составлял ни много ни мало 41 узел - почти 80 км/ч! А на полном ходу подводный истребитель на 180 градусов разворачивался всего за 42 секунды - такого до сих пор не смогла повторить ни одна подлодка в мире. Кстати, благодаря металлическому теплоносителю силовая установка лодки получилась легкой - масса реактора на 300 тонн меньше, чем у других АПЛ, - и компактной. Правда, при этом сложность конструкции "Лиры" у судостроителей вошла в легенды. 
Управление подлодкой максимально автоматизировали (механизировали даже камбуз), благодаря чему экипаж по сравнению с обычными АПЛ сократился втрое. Кстати, несмотря на то, что данные подлодки в советское время плавали очень интенсивно - на них, в отличие от подлодок других типов, не было ни одной аварии либо нештатной ситуации. Излишне говорить, что тем более ни одна из них не была потеряна в процессе эксплуатации. Так что "Лиры" зарекомендовали себя еще и как самые безопасные подводные лодки.

Специально для "Лиры" создали пневматические торпедные аппараты, позволявшие стрелять с любой глубины, и ставшие впоследствии знаменитыми ракето-торпеды "Шквал", широко применяющиеся ныне и на других наших подводных кораблях.В общем, "Лира" дала путевку в жизнь множеству инновационных решений и способствовала появлению в СССР целой новой отрасли промышленности - титановой металлургии.

"Лиры" в 90-е годы
"Лиры" в 90-е годы

 

Однако сложность строительства и обслуживания сыграла против такого типа судов. Опыт СССР в создании лодок с жидкостно-металлическим реактором не рискнула повторить ни одна страна. А у нас "Лиры" успешно стояли на вооружении вплоть до развала Советского Союза - однако в новой России оказались опять-таки слишком дорогими и сложными в обслуживании. Возможно, досуществуй они до наших дней в законсервированном состоянии, их вернули бы в строй и модернизировали. В конце концов, сегодня вполне успешно возвращают в строй стоящие у стенки с советских времен надводные корабли (тот же атомный крейсер "Адмирал Нахимов", например). Увы, жидкостно-металлический реактор, в отличие от "обычного" водяного, нельзя было законсервировать - он должен постоянно работать. Поэтому все "Лиры" (их было построено в СССР 6 штук) были выведены из эксплуатации и утилизированы...


Источник