Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Чего ждать от самого самовлюбленного российского поколения?

Нынешние выпускники школ перекроют экономику страны или уедут


Станислав Захаркин

Нынешние выпускники принадлежат к самому малочисленному российскому поколению — тех, кто родился в начале 2000-х годов. В научной литературе их принято называть «поколением Z». Большая часть их жизни пришлась на тучные нулевые годы: они никогда не видели мир без интернета, а то, что их родители называли «технологиями будущего», для поколения Z — будничное настоящее. «URA.RU» поговорило с несколькими социологами и выяснило, чего России следует ждать от нынешних 18-летних.

Инфантилизм и неумение брать ответственность

Поколение Z подверглось колоссальной опеке. Их родителям пришлось расти в сложные времена и поэтому они были помешаны на безопасности своих детей, говорит заведующая лабораторией политических исследований ВШЭ Валерия Касамара. «Этих детей очень сильно любили и оберегали, из-за чего у этого поколения развился инфантилизм. Они не спешат взрослеть, стараются как можно дольше быть детьми и надолго остаются жить с родителями», — рассказывает социолог «URA.RU».


По словам другого социолога Алексея Фирсова, это приводит к тому, что представители поколения Z не спешат проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Работа только на фрилансе

Поскольку дети этого поколения росли в удачные для России нулевые годы, родители смогли обеспечить их всем необходимым. У поколения Z нет мотивации в работе из-за денег. Главное, что они ценят — это самореализация. «Поскольку их долго и сильно любили, все они уверены, что они — уникальные личности. Идеал для поколения Z — это работа на фрилансе, которую они сами выбирают и которая приносит им удовольствие», — говорит Касамара.

При этом, они не умеют работать вдолгую, а любой долгосрочный проект быстро им надоедает, говорит директор агентства по работе с талантами Changellenge Андрей Алясов «URA.RU». «Сейчас молодое поколение меняет работу раз в три-четыре года. И чем дальше, тем быстрей этот период будет сокращаться», — рассказал он «URA.RU».

Эмоции важнее собственности

Поколение Z не стремится покупать машины и квартиры, в целом не умеет копить. Оно предпочитает арендовать, а не покупать, говорит Алясов. «Это поколение, которое ценит в первую очередь впечатления. Купить квартиру и годами выплачивать ипотеку — это не про них. Они предпочитают тратить деньги на путешествия», — замечает он.

Основная аудитория видеоблогеров

В эпоху интернета вошли сразу несколько поколений, однако лишь для поколения Z — это родная среда. Людей более старшего возраста социологи называют «цифровыми мигрантами», ведь они успели застать жизнь до появления цифровых технологий. Поколение Z вообще не видит границ между онлайн и офлайн, для них мир един, замечает Фирсов.

«Если поколение X еще читало книжки, поколение Y читало с компьютера, то поколение Z потребляет информацию с мобильника и в, первую очередь, это аудиовизуальная информация — картинки либо видео», — говорит Алясов. Именно поэтому, они — основная аудитория Youtube-видеоблогеров.

Люди, родившиеся на рубеже веков, считают себя королями информации, однако это мнение ошибочно, говорит Касамара. «У них нет элементарных навыков факт-чекинга. Они легко ведутся на „утки“ и считают, что если кто-то что-то написал — то это всегда правда», — замечает она.

Отсутствие привязанности к границам

Так как поколение Z очень много путешествовало, то весь мир оно готово считать своим домом, говорит социолог РАН Леонтий Бызов. «Как правило, они хорошо владеют английским языком и готовы получать образование и делать карьеру за рубежом», — рассказал он «URA.RU». По словам социолога, поколение Z обладает очень высокой мобильностью и не стремится привязаться к одному месту.

Поскольку со временем представители поколения Z будут все сильнее пополнять ряды экономически активного населения, государству и бизнесу придется меняться под них, резюмирует Аясов. «Если компании не смогут подстроиться под поколение Z, они проиграют в международной конкуренции. Приспособиться придется и государству, в ином случае — страну ожидает падение темпов экономического роста», — замечает специалист. Он напоминает, что поколению Z миграция дается куда легче, чем его предшественникам. Поэтому, если в России ему не будет комфортно, наиболее талантливые представители поколения просто покинут страну.

Станислав Захаркин
Источник