Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Как двое школьников навсегда изменили современную музыку. 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Как двое школьников навсегда изменили современную музыку.

Эта история началась с двух австралийских мальчишек. Мы не знаем, какие отметки получали одноклассники Ким Райри и Питер Фогель по другим предметам, но компьютеры их увлекали безумно. Свой самый первый электронный прибор Ким Райри самостоятельно спаял в возрасте 12 лет. Однако, как и все подростки мира в то время, мальчишки ещё и страстно любили слушать музыку.

 

В 1968 году вышел альбом «Switched on Bach» композитора Венди Карлос – тогда это было самое новое, самое «срывающее башню» звучание – и 14-летним друзьям оно нравилось безумно. Венди Карлос использовала для записи электронный прибор – синтезатор Moog Modular. Райри и Фогель до дыр рассматривали в журналах и газетах фотографии из студии, в которой работала Карлос, – клавиатуру, ручки потенциометров, многочисленные патч-кабели – и вместе мечтали о таком удивительном электронном музыкальном инструменте.

Ким Райли и Питер Фогель в 80-е годы

Ким Райли и Питер Фогель в 80-е годы

Отец Кима Райри был владельцем небольшой издательской компании – и по предложению сына в 1971 году вышел в свет новый журнал «Международная электроника сегодня» («Electronics Today International», или просто «ETI»). В этом журнале (он издавался на протяжении 20 лет) публиковались многочисленные статьи о новинках цифровой и аналоговой электроники, а также придуманные читателями журнала схемы для любителей собирать самостоятельно электронные приборы, в том числе электронные музыкальные инструменты. Многие схемы из журнала «ETI», кстати, в 70-е и 80-е годы втихаря переопубликовывались (выражаясь современным языком – «копипастились») в суперпопулярном в СССР журнале «Радио» – только импортные радиодетали в публикациях по возможности заменяли на аналогичные советские.

В 1975 году Райри (уже студент) предложил Фогелю основать компанию и вместе создать «самый крутой в мире синтезатор» на основе только-только появившихся тогда на рынке цифровых микропроцессоров. Сперва друзья хотели создать аналоговый синтезатор, подобный синтезатору Moog, но затем пришли к выводу, что новые технологии позволяют сделать нечто совершенно новое, ещё не виданное в мире музыки. Первый образец «музыкального компьютера», созданный новой компанией (её назвали Fairlight), работал на двух 8-битных процессорах Motorolla 6800, был оснащён чёрно-зелёным дисплеем и световым пером – в те годы привычная нам «мышка» была ещё не в моде. Однако звучание новинки было неинтересным, «стерильным».

В 1978 году во время экспериментов по изучению звука Фогель осуществил цифровую запись фрагмента игры на рояле с радиоприёмника. Воспроизводя записанный фрагмент с разной скоростью, он вдруг обнаружил, что при этом получается крайне интересное звучание – вроде бы очень похожее на настоящее фортепиано, но вроде бы и нет. Идея «революционного инструмента» была, наконец, найдена!

Райри и Фогель назвали открытый процесс «сэмплингом» (от английского слова «sample»,то есть «образец, пример»), а свой инструмент – «сэмплером». В современном мире нет, наверное, музыканта или даже увлекающегося музыкой подростка, который не слышал бы этого слова.

Редкое фото: Питер Гэбриэл сэмплирует на CMI звук разбивающейся бутылки

Редкое фото: Питер Гэбриэл сэмплирует на CMI звук разбивающейся бутылки

Построенный в том же году Fairlight CMI (CMI – просто сокращение от «Computer Musical Instrument», то есть «компьютерный музыкальный инструмент») был настоящим чудом техники. Клавиатура, дисплей, световое перо, фортепианная клавиатура и тяжёлый металлический корпус с электронной начинкой и двумя дисководами под 8-дюймовые дискеты (ещё одна тогдашняя техническая новинка!).

Fairlight CMI 1978 год

Fairlight CMI 1978 год

Объём памяти этого прибора может заставить вас засмеяться – он составлял 204 килобайта, то есть туда не то что современную видеоигру не загрузить, даже кусочек обычной цифровой фотографии еле влезет! Но по тому времени это была память гигантская – скажем, популярный в конце 70-х годов домашний компьютер Apple II обладал в базовой комплектации памятью объемом 4 килобайта. Прописью: ЧЕТЫРЕ. КИЛОБАЙТА. Тем не менее, на нём писали программы и играли в видеоигры!

Однако вернёмся к Fairlight CMI. На дискетах ёмкостью 240 килобайт хранились сэмплы (то есть звуковые фрагменты) для загрузки в память инструмента. Также можно было записывать собственные сэмплы с микрофона и сохранять их на дискетах. Общая стоимость новинки была запредельно дорогой – на современные деньги порядка 10 миллионов рублей. Однако музыканты, которым Райри и Фогель продемонстрировали своё изобретение, были просто в восторге.

Питер Фогель учит Жан Мишель Жарра работать с Fairlight CMI

Питер Фогель учит Жан Мишель Жарра работать с Fairlight CMI

Про новый музыкальный инструмент вышла целая серия передачи «Завтрашний мир» на телеканале BBC; ведущий, в частности, высказал предположение, что в будущем созданный инженерами «электронный оркестр» сможет запросто заменить настоящих «живых» исполнителей.

Реклама Fairlight CMI как "компьютерного оркестра"

Реклама Fairlight CMI как "компьютерного оркестра"

В ответ музыкальный профсоюз Англии опубликовал встревоженную статью, в которой назвал «цифрового монстра» «смертельной угрозой для музыкантов». Телеведущий, кстати, оказался во многом прав – прошло всего 40 лет, и 90% современной популярной музыки создаётся и записывается именно на синтезаторах и сэмплерах!

Несмотря на очень высокую цену сэмплер Fairlight CMI приобрели практически все крупнейшие музыканты того времени. Всего было продано около 300 «Фейрлайтов». Этот инструмент – который сейчас кажется смешным, но в те времена казался чем-то запредельно космическим! – во многом определил общее звучание популярной музыки 80-х годов прошлого века.

Жан-Мишель Жарр и Fairlight CMI

Жан-Мишель Жарр и Fairlight CMI

Питер Гэбриэл («Sledgehammer»), Майкл Джексон («Thriller»), Хэрби Хэнкок («Rocket»), U2 («Unforgettable Fire»), Кейт Буш («Never for Ever»), Стиви Уандер («Happy Birthday»), Жан-Мишель Жарр («Magnetic Fields»)...

Клайв Смит и Fairlight CMI

Клайв Смит и Fairlight CMI

Мало? Алан Парсонс, Тревор Хорн, Энн Ленокс, Брайан Эно, Чик Кори, Марк Нопфлер, Стюард Коупленд, Дэвид Боуи, Дэвид Гилмор, Элвис Костелло, Клайв Смит...

Стиви Уандер и Fairlight CMI
Стиви Уандер и Fairlight CMI

Любой современный студийный синтезатор или музыкальный компьютер на 99% состоят из идей, впервые воплощённых именно в сэмплере Fairlight CMI. А ведь всё начиналось с мечты двух школьных друзей, обыкновенных мальчишек, влюблённых в компьютеры, электронику и музыку...

Экран Fairlight CMI
Экран Fairlight CMI
Источник