Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Брейнхак: 10 приемов «взлома» своего образа мышления

Избавление от плохих привычек 

Избавиться от них нельзя, но можно заменить новыми, и это сработает. Чтобы привычка запустилась на выполнение, нам нужен некий сигнал, «триггер», на который мы, собственно, и реагируем привычным набором действий, после чего получаем награду в той или иной форме. Это так называемая петля привычки: триггер — привычные действия — награда. Подробнее это все описано в книжке Чарлза Дахигга «Сила привычки». Трюк в том, что нужно научиться обращать внимание на триггеры и на награды. Эффективнее всего оставить их прежними, заменив при этом лишь набор привычных действий. Для этого нужно немного препарировать свою дурную привычку: вспомните, в какие моменты она у вас срабатывает, и найдите триггер. Потом обратите внимание на то, какую награду, какие приятные ощущения вы получаете. Затем постепенно старайтесь заменить эти старые привычные действия новыми, полезными. Это, кстати, может оказаться на удивление сложной задачкой, но так получится лучше разобраться в себе. 

Что почитать: Келли Макгонигал «Сила воли» 

Келли Макгонигал, профессор Стэнфордского университета, собрала в своей книге результаты исследований о том, как прокачивать свою силу воли, постепенно воспитывать новые привычки, быть более внимательным и так далее. В конце каждой главы удобно выделены основные мысли и набор практик, которые вы можете попробовать.

Поиск логики и рациональности 

«Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина», — такими словами начинается классический учебник Челпанова по логике. Таким образом, если нам все-таки хочется что-то понять, то хорошо бы ближе познакомиться с логикой. Какой в этом практический смысл? Допустим, вы спорите с товарищем о чем-то и чувствуете, что ходите по кругу или даже уже зашли в тупик. Логика поможет прояснить, о чем именно идет спор и верно ли выстроены доказательства, лучше понять точку зрения оппонента и свою тоже. Если кажется, что звучит это скучновато, то используйте в «Гугле» запрос «рациональное мышление» вместо запроса «логика». Это словосочетание — ключ к различным статьям, которые стараются вкрутить логику в повседневную жизнь, сделать это знание более практичным. 

Что почитать: Элиезер Юдковски
«Гарри Поттер и методы рационального мышления»

 Да, это фанфик по вселенной Гарри Поттера, но написанный американским специалистом по искусственному интеллекту и сингулярности. В каждой главе на примерах ситуаций, происходящих с героями, раскрывается одна из тем, связанная с рациональным мышлением. 

Путь к пониманию окружающих 

«Что они все творят?» Бывает, что какой-то похожий вопрос возникает в голове, да? Обычно в моменты, когда мир вокруг не соответствует нашим сформулированным или даже несформулированным ожиданиям. Особенно когда это касается поведения других людей. Вроде бы ты все ясно сказал, а тебя неправильно поняли. Вроде бы всем понятно, что поступать надо так, а коллега взял и поступил совсем по-другому.

Мысль о том, что все люди разные, в той или иной формулировке мы слышали тысячи раз, но когда сталкиваемся с этим на практике, всегда удивляемся. Обращали внимание, как по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию разные люди? Психологи, разумеется, тоже обратили на это внимание. Генри Мюррей, например, разработал тематический апперцептивный тест, который широко распространился после Второй мировой войны и тогда применялся прежде всего для работы с нарушениями в эмоциональной сфере. Испытуемым просто показывают изображения людей в различных бытовых ситуациях и предлагают рассказать историю о том, что происходит на картинке, описать, что чувствуют персонажи. Стоит ли говорить, что про одно и то же изображение разные люди рассказывают совершенно разные истории? Или хотя бы обращают внимание на разные детали. Можете это проверить сами на себе и своих товарищах. 

Более того, когда мы воспринимаем других людей и думаем, что понимаем их, то нередко это тоже оказывается иллюзией. В психологии есть термин «атрибуция». Это механизм объяснения причин поведения других людей. И с латыни это переводится как «приписывание». Есть, например, фундаментальная ошибка атрибуции — человеческая склонность объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а свое поведение — внешними обстоятельствами. Некий абстрактный Вася, допустим, кому-то нагрубил прямо посреди рабочего дня и объясняет себе это так: «Я рассердился, потому что все идет не так, как задумано». А его коллега Алиса, проходя мимо, подумала: «Такой он злюка». 

Когда мы говорим о себе, мы обычно описываем свои действия, реакции, эмоции: «Меня расстраивает, что…» Говоря о других, мы чаще всего характеризуем самого человека: «Вечно он ноет…» Поэтому в следующий раз, когда будете удивляться поведению других людей, попробуйте посмотреть на ситуацию под другим углом.

Что почитать: Дэвид Майерс «Социальная психология» 

Эталонно интересный, легко написанный и одновременно строго подкрепленный научными данными учебник по социальной психологии профессора психологии Дэвида Майерса поможет на огромном количестве примеров чуть лучше разобраться в поведении людей. И, очевидно, в своем поведении в том числе.

Самоанализ

С тем, что мы ошибаемся по поводу поведения других людей, более-менее понятно. Но и по поводу себя мы тоже можем ошибаться, не обращать внимания на что-то или вообще нестись по инерции, не замечая, как пролетают рабочие дни, как быстро проходит отпуск. Письменные практики — надежный и проверенный способ разобраться в себе. Точнее, даже множество способов. Самый простой, который сразу приходит на ум — дневник. Не блог, а именно личный дневник, в котором вы можете быть честными с собой и который ведете регулярно. Можете попробовать просто записывать, что с вами происходило за день, что вы при этом чувствовали, что думаете теперь. Или, наоборот, — сосредоточьтесь на планах на будущее.

Если вести дневник никогда не получалось, стоит обратиться к другой простой практике: «утренние страницы». Каждое утро первым делом садитесь и удобным вам способом записывайте все, что приходит в голову. За компьютером или на бумаге — как вам удобнее. Главное, делать это регулярно и равномерными порциями — например, обязательно 15 минут или обязательно 3 страницы. И эти страницы не должен читать никто, кроме вас. Это личное. Не знаете, с чего начать? Начните с «Не знаю, с чего начать…». Если будет казаться, что сказать нечего, — так и пишите: «Ну вот, нечего сказать, нечего сказать, нечего сказать». Здесь же, например, можете делиться своими переживаниями про выработку привычки, или определяться с планами на день, или мечтать о будущем, что угодно. Написанное можете перечитывать, а можете не перечитывать — решать вам.

Что почитать в интернете

 

Про утренние страницы много пишет Армен Петросян в своем блоге и на страницах проекта «Жить интересно», где об этом же рассказывают и другие авторы, в частности психолог Дарья Кутузова, которая ведет сайт «Письменные практики». А еще есть «Мастерские текста» Лены Трусковой, которые помогут не только разбираться с собой, но и вообще писать тексты (вот тут можно попробовать задания).

Отказ от многозадачности

Если компьютеры хорошо справляются с несколькими одновременно запущенными процессами, то мы — нет. Можно тешить себя историями про Цезаря, который делал много дел одновременно, но на самом деле человек не может быть в полной мере многозадачным. Когда нам кажется, что мы справляемся с несколькими задачами одновременно, на деле мы просто быстро между ними переключаемся. И даже если в процессе этого не заметно, дело это сравнительно энергозатратное для мозга. Не удивительно, что в особенно загруженные дни мы чувствуем себя опустошенными. При этом профессий, которым на деле нужен мультитаскинг, не так много, как кажется. Например, наличие этой способности подразумевает должность авиадиспетчера. Но у них в регламенте прописаны сроки непрерывной работы и регулярные перерывы. А многие из тех, кто любит представить себя многозадачными, предпочитают начать работать утром, а закончить ночью. Знаю, сам так делал. 

Но как успеть сделать гору работы без переключения между задачами? Прежде всего, нужно понять, что мнимая многозадачность не делает вас эффективнее. Нередко эффективность, наоборот, существенно снижается, и это подтверждалось исследованиями. Лучше стараться делать одно дело в один промежуток времени внимательно, не переключаясь. Вспомните, как вы делали что-нибудь, что вам действительно нравится, не отвлекаясь и теряя счет времени. Вот примерно такого состояния нужно стараться достигать при выполнении дел.

Планируйте регулярные перерывы. Тут стоит вспомнить о технике помодоро: заводите таймер, например, на 25 минут, сфокусированно работаете, потом делаете перерыв 5 минут — и снова за работу. Несколько раз в день стоит брать перерывы подольше. Также бывает полезно вздремнуть, если вам это подходит, или прогуляться пешком. И главное, в следующий раз, когда вам будет казаться, что вы делаете несколько дел одновременно, вспомните, что толком не делаете в этот момент ни одного.

Что почитать: Грег МакКеон «Эссенциализм» 

Книга не о том, как успевать больше, а о том, что стоит делать меньше, но зато только действительно важные для вас дела. Хорошо поможет настроиться на побег из ловушки псевдомногозадачности и сконцентрироваться на том, что имеет значение.

Управление концентрацией

На смену термину «тайм-менеджмент» приходит термин «селф-менеджмент». Дело в том, что временем управлять нельзя, вы можете его только спланировать. Управлять можно только собой. И в первую очередь — своим вниманием и концентрацией. What you focus on expands. Полезно учиться уделять внимание важным для себя вещам и отсекать незначительные. Помните, что, если вы не выполняете свои планы и мечты, вы выполняете чужие. Внимание определенным образом связано со стимулами, и понимание этой связи помогает лучше себя контролировать. Научно это подкрепляется законом Йеркса — Додсона, определяющим зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Результат улучшается при повышении мотивации (или степени возбужденности) до определенного предела. После этого предела, когда уровень мотивации/возбужденности становится слишком высоким, результат ухудшается. Графически этот закон можно представить в виде перевернутой параболы. Эту параболу уже довольно давно и активно используют спортивные психологи для работы с вниманием спортсменов. 

Чем это знание может быть полезно? Чтобы оставаться сконцентрированным, важно поддерживать оптимальный для себя уровень возбужденности. Вспомните: когда настроение «никакое», работа, бывает, валится из рук. И напротив, когда настроение слишком хорошее, про работу забываешь, и хочется наслаждаться моментом, подпевать всем любимым песням разом, ну, вы лучше знаете, что вам хочется делать в таком настроении. Так вот, эффективный уровень возбуждения, который можно назвать вашей «зоной концентрации» где-то между этими двумя состояниями. Для разных видов деятельности подходит разный уровень возбуждения, но нужно стараться управлять своим состоянием — успокаиваться, когда в руках все горит, или, наоборот, раззадоривать себя, когда ничего не хочется делать. Главная задача — осознавать, когда вы вышли из зоны концентрации, а потом понимать, что нужно сделать: взбодриться или успокоиться. 

Что почитать: Люси Джо Палладино «Максимальная концентрация»

Психолог Люси Палладино — специалист по теме внимания. В этой книге она описывает систему, которую она выработала для тех, кто хочет развить умение концентрироваться.

Самообразование

С таким количеством онлайн-курсов и других образовательных инициатив, которые у нас есть сегодня, проблема, казалось бы, не в том, как учиться, а в том, как все успеть и с чего начать. 

Но если спросить себя «как научиться учиться?», то может оказаться, что вопросов больше, чем ответов. Недавно среди сотни британских и голландских учителей провели опрос, и выяснилось, что они продолжают верить во множество мифов о мозге. Например, в миф про правополушарных и левополушарных студентов. Еще одним мифом является то, что стоит сразу определиться, аудиал ты, визуал или кинестетик, и потом усваивать информацию только подходящим вам образом. В одном из исследований людям предлагали выбрать, к какому типу они относят себя, а потом предлагали материалы в подходящем или неподходящем формате. Оказалось, что аудиалы вполне хорошо разбирались с текстовыми материалами, а кинестетики нормально воспринимали информацию на слух. Кстати, многие education-хакеры, когда делятся опытом, замечают, что лучше всего они усваивают материал, когда изучают его во всех вариантах: слушают аудиолекции и пересказывают их сами себе, рисуют и записывают на бумаге, читают учебники и так далее.

Онлайн-курс: «Научитесь учиться» на Coursera

Онлайн-курс о том, как научиться учиться, от профессора Барбары Окли при поддержке профессора Терренса Сейновски. Они расскажут о чанкинге, прокрастинации, памяти и простых полезных методиках, помогающих сделать обучение более осознанным и эффективным. Все это дополняется интервью с людьми, которые серьезно занимаются образованием или самообразованием, например, с полиглотом Бэнни, писательским коучем Дафной Грей-Грант. Еще там есть интервью со Скоттом Янгом, который прошел 4-летнюю программу MIT за год.

Медитация 

Медитацию многие до сих пор считают неотделимой от религии или эзотерики. Но стоило этой практике попасть в Европу и Штаты, как начались процессы секуляризации и научных исследований. Это привело к тому, что медитация зарекомендовала себя как проверенная методика повышения концентрации, внимательности и осознанности. Есть исследовательские центры, где изучают пользу медитации для снижения уровня стресса и хронических болей. Начать практиковать медитацию вы можете самостоятельно. Для этого хватит 5–10 минут в день: просто спокойно сидите с закрытыми глазами, с прямой спиной и сосредоточившись на своем дыхании. Главное, постарайтесь делать это регулярно. 

Чтобы понять, что именно делать, взгляните на ролик, где телеведущий Дэн Харрис в образе лабораторной мыши рассказывает об основах медитации за пару минут. Чтобы выработать привычку и не путаться в том, на что следует обращать внимание, полезно будет подобрать подходящие аудиоинструкции. Один из проверенных вариантов — сервис Headspace. У него хорошо реализовано постепенное увеличение количества времени: сначала медитируете по 5 минут в день, потом по 10, 15, 20. И все это время диктор будет обращать внимание на то, на что следует обратить внимание вам. Курс англоязычный, если знания языка не хватит, то в сети вы сможете найти похожие аудиофайлы на русском.

Что почитать: Джон Кабат-Зинн «Куда бы ты ни шел — ты уже там»

Доктор Кабат-Зинн — основатель исследовательского центра Center for Mindfulness при Массачусетском медицинском университете (UMass). Первый раз книга была издана в 1985 году, спустя 6 лет после создания центра. Автор постепенно объясняет, в чем суть практики, разбавляя текст рекомендациями о том, как попробовать применить описанное в повседневной жизни и в практике медитации. 

Сон

Бывает, мы жертвуем сном в пользу сериала, интересной книжки, классной беседы или срочных дел на работе. Даже учитывая это, сну мы посвящаем примерно треть жизни, но большая часть того, что с нами происходит во сне, с точки зрения науки пока что остается за гранью понимания. Известно, что во время сна мозг перерабатывает информацию и переносит ее в долгосрочную память. Особенно стоит обратить внимание на этот факт студентам и школьникам: если вы что-то учите, особенно перед самим экзаменом — постарайтесь выспаться. Иначе вы столкнетесь с эффектом, когда знания в голове как будто рассыпаются и даже текст в шпарагалках окажется непонятным. Чем более насыщенным был день, тем больше нам нужно хорошенько поспать. Хотя, честно говоря, что такое «хорошенько поспать», до сих пор тоже вопрос открытый.

Что почитать: Дэвид Рэндалл «Наука сна» 

Журналист Дэвид Рэндалл заинтересовался темой сна, когда обнаружил, что ходил во сне. И не просто ходил во сне, а умудрился получить травму. Во время своего исследования он выяснил, что сон до сих пор является довольно малоизученной темой, и, кажется, оставил в своей книге больше вопросов, чем дал ответов.

Читайте также: отрывок из книги «Наука сна».

Критическое отношение 
к статьям про мозг

Количество статей про мозг, нейроисследования и «шокирующие факты» на эту тему могло создать впечатление, что с мозгом все или почти все ясно. Некоторые из этих статей даже украшают изображения нейровизуализаций, что добавляет убедительности. Однако «нейронауке еще предстоит дождаться своего Ньютона, не говоря уж об Эйнштейне», как заметил Гари Маркус в своей заметке в The New Yorker. Исследователи еще находятся в самом начале пути, есть много вопросов, но найдено не так много ответов, как хотелось бы. Далеко не все исследования могут привести к практическим советам, которых нам так хочется заполучить. Более того — чем глубже мы будем понимать устройство мозга, тем сложнее и запутанней для неподготовленных читателей будет объяснение. А надо признать, что даже те научно-популярные объяснения, что есть у нас сейчас, уже довольно упрощенные и нередко вводят в заблуждение. Что же получается, не нужно верить ни одной статье? Не совсем так. Нужно просто проверять, действительно ли существуют эти исследования и насколько они корректны. Стоит также внимательно относиться к упрощающим метафорам и стараться не путать причинно-следственную связь и корреляцию.

Что почитать: Кристиан Джарретт «Great Myths of the Brain»

Кристиан Джарретт — активный популяризатор психологии и нейронаук, сосредоточившийся последнее время на теме разрушения мифов, которые появляются вокруг изучения мозга. В книге «Great Myths of the Brain» он тщательно собрал и опроверг их, опираясь на актуальные исследования, основные мифы о мозге, начиная с бессмертного мифа о 10-процентном использовании и заканчивая историческими примерами или объяснением того, что у нас, вообще-то, не пять чувств, а больше, и зависит это от того, что понимать под чувствами.

Источник