Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Где обучиться профессиям, которые появятся в ближайшем будущем.

Гендиректор агрегатора вакансий Hotwork Юлия Нестерец о том, какие программы помогают освоить пилотирование дронов, VR-дизайн, агрокибернетику и другие науки.

1. Пилот дрона
Пилоты квадрокоптеров уже востребованы в России. В 2017 году дронов используют для съемки праздников и чрезвычайных ситуаций, картографии и топографии, рекламных фотосъемок недвижимости и доставки грузов.

В будущем область применения квадрокоптеров расширится. По данным Федерального управления гражданской авиации США, к 2020 году продажи любительских дронов достигнут 4,3 млн в год.

Официальная профессия «оператор дронов» существует в России с января 2017 года. К концу года в рамках национальной технологической инициативы рабочие группы должны разработать образовательные стандарты, а также представить программу профессиональных государственных курсов. Ожидается, что они будут очными и дистанционными. Выпускники получат диплом внешнего пилота с правом управления квадрокоптерами массой менее 30 кг.

Практическим навыкам пилотирования можно научиться в частных российских школах — QuadrocopterSkymecYuneecDrone Dromе. Обучение возможно на личном и школьном дроне. Групповой трех-четырехчасовой курс обойдется в сумму от 3000 до 5000 рублей, индивидуальный — в 12-15 тысяч рублей. Самые дорогие углубленные индивидуальные курсы, которые длятся несколько дней, стоят от 20 до 40 тысяч рублей. Для сравнения: в странах ЕС обучение стоит €1200, но после него выпускникам выдают международный сертификат и заносят их имена в базу данных пилотов квадрокоптеров.

Освоить практические навыки пилота можно самостоятельно, в интернете достаточно теоретических материалов и практических инструкций. Тренироваться лучше на недорогом и небольшом дроне, который подходит для помещений.

Мастерство пилота напрямую зависит от количества тренировок. Оператор дрона должен свободно выполнять определенные движения:


  • Короткие взлеты на 30-50 см и посадки.

  • Повороты вправо-влево вокруг вертикальной оси дрона на высоте 30-50 см.

  • Короткие полеты вправо-влево и вперед-назад на той же высоте.

  • Полет с посадками на отметки, расположенные на произвольном расстоянии друг от друга.

  • Полет по кругу на высоте 50-100 см.

  • Полеты горизонтальными и вертикальными восьмерками.

2. Разработчик искусственного интеллекта и нейросетей

Вокруг технологий на основе нейронных сетей и искусственного интеллекта уже сегодня ажиотаж, но настоящий пик потребности в разработчиках впереди. Компьютерное зрение, робототехника, технологическая медицина, голосовые помощники, чат-боты, автопилоты, генерация текстов, музыки и изображений — далеко не полный перечень областей применения нейросетей. Пока ведущие компании мира соревнуются со стартапами в применении и совершенствовании технологий ИИ, для разработчиков идеальное время осваивать профессию будущего.

Курс «Интеллектуальные системы принятия решений» изучают на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, факультете кибернетики МИФИ, на прикладной информатике в ИТМО и на факультете свободных искусств и наук СПбГУ.

Познакомиться с ИИ-технологиями можно на англоязычных онлайн-курсах, которые читают профессора ведущих университетов мира и известные разработчики. Лучшим считается бесплатный курс от Udacity, который называется Intro to Artificial Intelligence. Его создали Питер Норвиг (директор по исследованиям Google, ранее руководивший разработками ИИ и нейроинженерии в NASA) и Себастиан Тран (профессор компьютерных наук Стэнфордского университета, возглавлявший разработку роботизированного автомобиля Stanley, победителя DARPA Grand Challenge 2005). Тран выступил создателем еще одного бесплатного курса — Artificial Intelligence for Robotics.

Среди лучших платных курсов на платформе Coursera:

Большинство курсов рассчитано на два-четыре месяца. Студенты, выполнившие все задания, получают онлайн-сертификаты.

3. Инженер-робототехник

Профессия инженера робототехники лежит на границе нескольких дисциплин: машиностроения, электротехники и информатики. Специалисты должны уметь разрабатывать и конструировать роботов, совершенствовать их устройство и расчеты, настраивать программы, калибровку, обслуживание и взаимодействие с другими устройствами.

По данным O*NET Online, в мире около 137 тысяч инженеров-робототехников, и до 2024 года их количество возрастет еще на 33 тысячи. Совсем немного, зато это одна из самых оплачиваемых специальностей в мире: средняя зарплата такого инженера — $95 900.

Для работы инженером-робототехником нужно профильное высшее образование. В России близкой к специальности считают направление «мехатроника и робототехника», после которой студент получает квалификацию инженера. В стране более 40 вузов, которые обучают такой специальности. Самые известные из них — МГТУ им. Баумана и СГУАП. Для трудоустройства за рубежом инженеры-робототехники должны закончить программы обучения, утвержденные организацией Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET).

Получить современные знания в робототехнике можно на образовательных платформах. Например, на Udacity есть шестимесячная nanodegree-программа Become A Robotics Engineer, созданная, как сказано в ее описании, для инженеров нового поколения. Более 60 связанных с робототехникой курсов предлагает Coursera. Среди них полугодичный комплекс из шести дисциплин от Пенсильванского университета.

4. Космический инженер

Инженеры аэрокосмической промышленности отвечают за научные исследования, проектирование, разработку и поддержку спутников, космических аппаратов и других летающих объектов. Они работают с ракетами, оружием, тренажерами для полетов, спутниковыми системами, компонентами для полета, с самолетами и вертолетами.

От космического инженера требуется в первую очередь работа с компьютерным проектированием и производством ПО, а также способность постоянно искать решение нестандартных задач. Это профессия идеально подойдет тем, кто готов посвятить ей все свое время, не только рабочее: для успешной работы нужно отcлеживать новые исследования и события в отрасли и постоянно продолжать собственное обучение.

В России есть аэрокосмический факультет МАИ и факультет ракетно-космической техники в МГТУ им. Баумана, но для работы космическим инженером в международных компаниях их недостаточно. Для трудоустройства в NASA или ISRO нужно базовое высшее образование по инженерному делу или физическим наукам в одном из технических университетов мира с рейтингом выше среднего. Компании отбирают самых лучших, поэтому важен средний балл выпускника. В большинстве случаев необходимо получить степень доктора (PhD) в области астрофизики, геофизики или других близких наук и сдать специальные экзамены, которые NASA и ISRO установили для своих потенциальных сотрудников.

Хотя для работы по специальности без высшего образования и докторской степени не обойтись, полезными будут и онлайн-уроки — например, Education Program и Interactive DLN Lessons от NASA.

5. Дизайнер и художник VR

До сих пор виртуальная реальность ассоциировалась преимущественно с развлечениями — играми и приложениями. Но у этой технологии огромный потенциал. Она способна полностью изменить практически любую сферу — от проектирования зданий и автомобилей до организации тренингов для людей опасных профессий.

Для разработок под VR обычно используют движки, существенно упрощающие процесс программирования. Дизайнерам-новичкам, владеющим JavaScript или C#, рекомендуют начинать с Unity. Проще всего изучить движок можно на YouTube-каналах, например, на NurFACEGAMES. Есть и другие движки, на которых можно учиться VR-программированию: PluralsightUnreal, Google Cardboard и Samsung Gear VR.

В университетах пока не готовят VR-дизайнеров, но есть хорошие онлайн-курсы. Самым полным из них считается бесплатный курс по разработке VR-приложений от Microsoft. Время от времени курсы организовывают частные школы и государственные университеты. Пример — курсы в ПГТУ, созданные совместно с норвежским университетом HiMolde. На них студентов учат создавать игры и тренажеры виртуальной реальности.

Идеальный вариант для обучения — стажировка в студии Interactive Lab и других компаниях, которые занимаются VR или AR. Обычно такие фирмы охотнее принимают стажеров с базовыми знаниями.

6. Специалист по солнечной энергии

Каждые 80 секунд в США устанавливают фотоэлектрическую систему — от масштабных муниципальных проектов до домашних панелей на крыше. Планируют, проектируют и реализовывают такие проекты инженеры по солнечной энергии. Они консультируют заказчиков, выбирают оптимальную форму для проекта, руководят его установкой, а затем проверяют его эффективность и безопасность. Самые сложные проекты таких инженеров — системы на случай отключения сети и чрезвычайных ситуаций.

Работа специалиста по солнечной энергии требует минимум степени бакалавра. Получить профессию «инженер по возобновляемой энергетике» предлагают многие российские вузы: РГУ нефти и газа им. Губкина, МГУ, РЭУ им. Плеханова, МТИ и МГУТУ.

Онлайн-курсы в этой сфере встречаются редко. Два курса на платформе Coursera предлагает Датский технический университет: Introduction to solar cells и Organic Solar Cells.

Хороший вариант для приобретения профессии — зарубежная стажировка. Это может быть как самостоятельная поездка, так и программа. Иногда немецкая неправительственная организация Dekabristen e.V. проводит четырех-семинедельные стажировки в Германии для русскоязычных студентов старших курсов.

Во многих странах ЕС очень развито использование альтернативной энергии, и компании с соответствующей специализацией всегда рады стажерам. Чтобы предложить им свою кандидатуру, нужно написать письмо на языке страны или на английском.

7. Агроинформатик и агрокибернетик

В передовых фермерских хозяйствах активно используют современные технологии. Роботы на солнечных панелях очищают поля от сорняков. Программы анализируют цифровые карты урожайности, определяют состояние почвы по спутниковым снимкам и рассчитывают дозировку удобрений и полива, исходя из потребности конкретного участка. Устройства собирают данные о том, сколько шагов за день прошла корова, сколько травы она съела и сколько часов лежала, а затем цифровые системы анализируют полученную информацию для увеличения надоя и контроля за здоровьем животного.

Задача агроинформатика и агрокибернетика — подобрать оптимальные технологии, исходя из целей фермера, и внедрить их в хозяйство. Это позволяет автоматизировать производство, повысить эффективность всех процессов и контролировать их. В будущем большинство крупных ферм станут «умными» и будут представлять собой единую цифровую систему.

В России около 80 учебных заведений дают образование, подходящее агрокибернетику. В их числе факультеты киберфизических систем МТУСИ, управления почвенным плодородием и технологии точного земледелия РУДН, компьютерных технологий управления в робототехнике и мехатронике в МЭИ, СПбГМТУ, БГТУ «Военмех» им. Устинова и другие.

Онлайн-курсы по применению современных агротехнологий пока не распространены, поэтому лучшим способом для совершенствования знаний остается стажировка в передовых агрокомпаниях. Как правило, от стажеров требуют степень бакалавра в науках, связанных с сельским хозяйством, и минимум один-два года обучения техническим наукам с хорошими отметками. Искать стажировку лучше всего в крупных технологических компаниях — GrowmarkCargillMonsantoSyngentaGeoSYS и других.

Источник