Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Отчет- стенограмма РГЗР №10 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Отчет- стенограмма РГЗР №10

14 марта 2012 года в Институте Права имени принца                               П.Г. Ольденбургского прошла десятая сессия

Рабочей Группы «Знаниевый Реактор».

Тема сессии: «Образование Будущего: цели, формы, тренды, содержание». Сессия, как и положено, началась с подготовки пространства.

1 такт работали двумя тройками  (аналог СВЭЛов) и двумя подвижными проблематизаторами (функция: задавание вопросов и съем информации с тройки). 

Вопрос тройкам: «Что такое образование человека». Метафоры приветствуются. 

Вопрос Проблематизаторам: «Какие нужны формы и методы на последующие 12 лет, чтобы рвануть вперед».

Первая тройка. Александр Ре: Образование – Это получение знаний и навыков, позволяющих существовать социуму. Образование – это метод работы с информацией. Метафоры: Живут студенты весело у нас.  Александр О: У нас прозвучала мысль, что метод подготовки и сдачи экзаменов – это метод работы с информацией.

Вторая тройка. Андрей М.: Первое: что такое образование? Это Буратино из деревяшки. Вариант:

груда мрамора с отсеченным всем лишним (по Микеланджело). Поток сознания в человечество. Знание как поток.

Ведущий: Поток Со-Знания (совместное знание, коллективное знание).  Андрей М.: Образование – восхождение на гору. Квантовый переход с освобождением значительного количества энергии. Ведущий: Сизифов труд наоборот. Андрей М.: Свет  (возможна аббревиатура).

Александр Ре: дополнение по своей группе. Тяжело в учении – легко в бою. Вставка: тяжело в лечении?

Ответ по вопросу Проблематизаторов: «Какие нужны формы и методы на последующие 12 лет, чтобы рвануть вперед».

Александр Р.  Чтобы осуществить прорыв нужно жестко вернуться к системе советского образования. Это будет касаться воспитания национальной идентичности.

  1. Советское образование для воспитания национальной идентичности.
  2. Должна быть обеспечена конкуренция во всех остальных формах образования. Множество форм различного образования. Необходима структура, поддерживающая это разнообразие. Конкурентная среда между различными формами образования.

Ведущий уточнил: Есть ядро, которое жестко нерушимо. Равно нац.идентичности. Он делает образование с окрасом именно на национальной почве. Дальше есть оболочка – та самая фееричная, радужная.  Там можно конкурировать: что-то появилось новое, что-то умерло.

Александр Р.: математика должна быть изучена, но как она должна быть изучена?!  А вот методы изучения могут быть совершенно различны. 

  1.  Сергей А.: схематизация знаний. Конкретные методы есть, они развиваются сейчас. Например. Форма опорного сигнала. Ведущий: Ты взял школу Шаталова и Щетинина.
  2.  Сергей А. : Да. Затем:  Утилизация знаний (пока не знаю как). Неутилитарное знание (по желанию) Пример – наука, Знаниевый реактор. 

Александр Ре. Домашняя заготовка.

  1. Помещение детей с 6-7 летнего возраста в образовательные среды. Пример пушкинский (Царскосельский) лицей, Хогвартс, (третья не слышно).
  2. Новые учебные программы: объединение предметов в форме выполнения учениками комплексных задач (аналоги НИРС, из литературы Гарри Поттер «Кубок огня»). Эти программы начинаются со средней школы.

Ведущий: Это комбинированная схема из того, что было.  Аналог Гарри Поттера – Гоша Горшков. Метафора: Потливый ум.

Михаил Б.: Что мы хотим от образования? Социум – заказчик образования. Есть социосистемные процессы: познание, управление, производство, контроль. (Они представлены в виде горизонтальной плоскости из четырех ячеек). Перпендикулярно ей – вертикальная плоскость из сфер. Это слои: геосфера, биосфера, социосфера, техносфера, инфосфера). Мы строим систему образования. Чтобы социум или человек находил себя в этих квадратиках (пересечении координат). Если мы построим такую систему образования, она будет востребована тем, что необходимо готовить специалистов, которые в этих квадратиках будут существовать, поддерживая эти сферы.

Ведущий: Точнее, если горизонтально брать, и нужно продвинуться по профессии, то продвижение идет по горизонтали. Если нужно продвинуться по социальному лифту, то движение идет по горизонтали.

Михаил Б. Это не социальный лифт. Это сферный лифт. Пока я не знаю что это такое. Но эта система будет живая. Мы будем знать каких людей (по профессии – С.А.) нам не хватает. Если мы научимся эту штуку по времени прогнозировать… Сергей Я.: Это аналог кубика Рубика?

Михаил. Б.: Да. Главное понять, как этот кубик будет жить во времени.  Александр О.: Эти сферы одновременно существуют?

Михаил Б.: Да. Есть вторая схема. Она более простая. Она родилась в 2008 году при разработке Знаниевого Реактора. Там был такой элемент Музей Театра Естественно-Научной  Философии. Мы строим баланс. Это Понимание. Это Рефлексия. Это Действие.  На основе баланса мы делаем три вещи: Театр – транслятор знаний (проекция от  Понимания). Рефлексия происходит в Музее. Действиям мы можем учиться в Игровой

(Ведущий: Вот где живут студенты весело – вот где эта часть). Допустим, мы приводим ребенка в это здание. Оставляем его там на весь день или полдня. Здесь (Понимание – Театр) презентационные вещи. Затем в Музее (Рефлексии)  он осознает для чего это сделано. А здесь в Игровой он пытается сделать это увиденное своими руками.

Ведущий: Два коротких вопроса: что такое образование человека? Михаил Б.: Образование человека.. это мы готовим человека жить в социуме и на социуме его двигать и развивать.

Ведущий: Какие нужны образовательные формы и методы на последующие 12 лет, чтобы рвануть вперед? Михаил Б.: достроить социосистемный кубик, и построить его в  какой-то лестнице развития.

2 такт    Задание СВЭЛам: Какие основные  тренды  образования на ближайшее будущее до    2050 –го года. Задание Лепесткам: Инструментарий нового образования.

СВЭЛы. Михаил Б.: У нас несколько метафор и несколько трендов. Метафоры каждой сестре по серьге. Каждой бабе по мужику. Каждому мужику – по штурвалу.

Жесткая и мягкая мотивация. Потребность в образовании. Нужно создать потребность в образовании. Есть верхняя и нижняя потребность. Верхняя потребность: без этого выгонят с Олимпа. Нижняя потребность: без этого не пустят в песочницу.  Владимир З.: Я бы добавил к жесткой и мягкой мотивации внешнюю и внутреннюю мотивацию. Александр Ре: современный тренд: Умные становятся умнее, а глупые глупее.

Лепестки.

Группа 1 Александр. Ре: Инструментарий нового образования. Первый инструмент: Самостоятельное переоткрытие законов. Второй инструмент: Лабиринт игровых инструментов. Метафора: Белоснежка и х-гномов. Продолжение идеи Кубка огня: полоса учебных препятствий. Военное обучение в течение всей школьной практики более глубокое, чем было  в советское время. В итоге ученик – боевая единица в самой себе.

Дополнение Алексей См.: по поводу инструментария  образования хотел дополнить игру в бисер. В целостной картине мире все строилось на метафорах, на аллюзиях. И теперь есть техническая возможность для ее реализации.

Группа 2  Андрей М.: Поскольку большая часть времени обучаемых проводится в виртуальном пространстве, допускается узаконенное хакерство. Госхакерство.

Ведущий: Что должен ломать хакер? Андрей М.: Компьютер того, кто обучается. Если обучаемый силен, то он избежит взлома.

Ведущий: метафора Хакер в законе. Андрей М.:  Сортировка по способностям и предпочтениям человека. Хакерство сочетается с сортировкой. Людей отсортировывают и тут же ломают.  Сортировка по степени обучения. Сергей Я.: Это ранжирование? Александр Ре: УПК.

Группа 3 Сергей А. Поскольку речь шла об инструментах, то к ним относится схематизация знаний  и игра, как заменитель экзаменов.

3 такт   Вопрос общий. «Какие шаги надо сделать сейчас для осуществления светлого будущего нового образования» (горизонт  до 2050 года).

Первая группа Александр Ре.

1. Расцветают 100 школ. Разные программы вокруг ядра.

2. Экзамен для меня всегда праздник. Веб-камеры на экзамен. Родители будут видеть, как их дети  готовятся к сдаче экзамена.

3. Обучение в малых группах. Речь идет о численности 10-20 человек не более. Пример: есть частные детские сады, когда детей отдают одному воспитателю.  Дети находятся в обычной квартире. В данном случае на группу приходится один учитель и обучает эту групп всем предметам с 1 по 10 класс.

Ведущий: Это наставник. Александр Ре: Да это наставник. Главное это один человек. Здесь важно, что предметников нет.  Это супер-сенсей. Это штучный (учитель).

 

Вторая группа  Андрей М.

  1. Один из первых шагов тройки учителей. Они могут вести  разные предметы, но они сообща планируют свою деятельность. Вариант Андрея М.: Один опытный старший, двое других молодые учителя. Но Владимир З. предложил в состав тройки учителей трех возрастов.
  2. Разновозрастные группы (группы) дети и там могут обучаться взрослые (примечание С.А. описано у Винджа «Конец радуг»). Дополнение Владимира З.: и взрослые и дети учатся друг у друга.
  3.  Новые критерии обучения, отличающиеся от современных.

 

Третья группа Михаил Б.: Первый шаг. Несколько образовательных экспериментов: как мы учим.

У нас есть образовательный монстр. Нам нужно создать несколько монстриков, которые сожрут этот большой.

Второй шаг. Эти монстрики ранжируют социальные потребности образования. Образование от социума. Перечисляем потребности и готовим монстриков.  Есть цели и формы. Монстрики – это   формы, которые сжирают большого монтра по форме и в процессе сжирания они организуют социальные потребности.

Третий шаг. С этим образованием есть возможность не только остаться в своей профессиональной касте, но и путешествовать по параллельным мирам. 

Четвертый шаг. Образовательные маршруты. Они сейчас есть.  В ходе маршрута проходишь более сложную систему образования.

Пятый шаг. Игровые спецзадачи.  Подобие редактора стенгазеты, который за короткое время должен стать журналистом, уметь чертить и рисовать. Это все одним пакетом. В этой ситуации учитель готовит учеников, подобно ситуации в фильме «Сволочи» (спецназ).

Шестой шаг создание Города Знаний. Окружаем его стражами разума.  Окружаем Всех:  и кто может, кто не хочет учиться.

Седьмой шаг. Образование на первичных инстинктах. Сдал экзамен – секс разрешен. Замыкание образования на первичные инстинкты. 

Ведущий: (Что ни делай – всё шарашка получается).  Если есть город Знаний, должен быть город Не-Знаний. Александр Р.: Незнайка и чужой. Александр Ре.: Чужой в когнитивном диссонансе. Андрей М.: Знайка – Незнайка Свой – Чужой. Михаил Б. Незнайка – свой среди чужих.  Александр Р.: Количество знаний одинаково, а население растет. Александр Ре.: Объединенный родительский комитет (ОРК). Ведущий: создание партии.

4 такт  Задание группам «2100 год. Как это выглядит оттуда. Что изменилось».

Группа 1.Андрей М.: Мы из своего 2100 года смотрим на тех, кто тогда дерзал. Некоторые из них живы до сих пор. Самые устойчивые. Видимо, они прошли очень жестокий отбор, поэтому они живучи. Что-то хаотическое, бурлящее. Турбулентность какая-то.  Они далеки от устоявшегося развития. Наш взгляд 2100 2010 хаос неустойчивость турбулентность. Повернуться могло по-разному, но повернулось  положительно только потому, что люди, которые тогда жили и творили и могли творить, они были энтузиастами. Мы испытываем к ним уважение.  Снисхождение испытываем, потому что они столько смыслов не познали, доступные нам в 2100.  Мы должны проявить к ним снисхождение. Испытываем тепло.

Владимир З.: Весь  описанный период относится к промежутку от 2012 к 2050. А к 20150 мы определились с формами образования, стало понятно, что делать и стали все реализовывать. Ведущий: то есть вы взяли этическую часть. Владимир З.: Да. Здесь важно, что люди это сделали. Ведущий: Вам хорошо там? Владимир З.: Да.  Ведущий: Хорошо, в каком виде ты можешь описать это в ощущениях? Владимир З.: Хорошо в том плане. … люди выложились, сделали и принесли на руках это светлое будущее. Ведущий: то есть у вас мощное ощущение уважения к предкам, которые  затратили огромный труд, чтобы у вас были светло. У вас есть огромная благодарность. Вы прошлое свое помните и чтите. Это очень важный момент. Андрей М.: подтверждаю: там светло. Ведущий: прошлое помните и чтите, значит, будущее будет. Владимир З.: у нас было мнение, что если бы этого (дара предков) не произошло. То непонятно где бы мы оказались. По ощущениям  переход к 2050 и произошел.

Ведущий: очень важный момент.

 

Группа 2. Александр Ре: Квантовый мир. Когда я спал, я видел сон, как человечество познавало физику. Сначала я был  Галилеем, потом Ньютоном. На меня падало яблоко. Мне казалось, что я сам открываю законы. Потом я стал Энштейном. А потом я проснулся. Потом когда я проснулся, я пошел учиться в малую группу.  Примерно столько сколько нас здесь сейчас. Там мы изучаем кантовую логику.  Одновременно изучаем физику высоких пространств. Квантовую логику мы изучаем на примере дзенских коанов и с помощью медитации у нас возникает понимание многомерности теории струн (теперешней). В процессе нашего обучения мы не только учимся, но мы открываем новые эффекты в физике высоких пространств. То есть идет одновременно и обучение, и  открытие. И сбрасываем на наш нейроинтерфейс свои ощущения, свои  мысли, чтобы  затем через обратную связь поместить эти мысли в программу сна для новых обучающихся товарищей. Они будут спать, видеть во сне нас, представлять себя нами и будут также постигать различные науки.

Группа 3. Александр Р: Если нам надо какое-то знание, мы его себе закачиваем. Но закачиваем не только знание, но и полученный опыт. Допустим, нужен опыт скалолаза альпиниста, закачиваем это опыт. Мы закачиваем опыт чей-то конкретный, как-будто мы сами это сделали.

Ведущий: Опиши день. Первое июля.  

Александр Р: Вот я встал. Захотел опыт космонавта. Закачал себе опыт космонавта. Полетел в космос. Захотел опыт скалолаза, закачал опыт скалолаза. Причем я закачал такой опыт, будто я двадцать лет был скалолазом, и я все знаю. При этом свой опыт я тоже куда-то закачал.  Повторение опыта зависит от настроения.

Михаил Б.:  Я встал. План на сегодня. 1 июля 2100  старший сдает экзамен при переходе с геосферы на биосферу. Идет по спирали. Средний сын учится в техносфере и готовится перейти в социосферу. Жена путешествует в тоннелях между образовательными реальностями.  Сам я подумываю о том, что надо бы  самому тренировать пятый контур сознания на танце живота.  Но и шестой контур тоже надо тренировать на тренировках в борьбе за живучесть. Вот день и прошел.

Ведущий: Вопрос Владимиру З. Есть в вашем мире инопланетяне.  Владимир З. Что-то есть, но  нас не касается. Ведущий: Есть у вас женщины и дети. Владимир З. Да. 

Ведущий: Не прозвучало. Каждый изобразил свой мир. У каждой группы описание разных миров. Владимиру и его группе: у вас мир неторопливый. Уважающий предков.  Там после хаоса и турбулентности ощущение устойчивого развития. Но в то же время оно человеческое. Александру Ре и его группе: техногенный мир. Здесь (группа Михаила Б.) формирование виртуальных пузырей. Да мужчины женщины и дети есть, но они такой виртуальностью занимаются!!  Виртуальность есть, людей нету. Смысл этого мира не берется.

Алексей См: Люди общаются полями. Не изменится ничего особенного 2100 году. Образование. Биополевая школа. Мир будет обогащаться красками. Ощущение темно - светло. А потом появляется двадцать шесть миллионов цветов. Это образование. Что касается технических знаний, то вряд ли они востребованы будут. Возможность подключаться к энерго-информационному полю (заменит потребность). Жизнь улучшается.

 Ведущий: Что запоминающееся в этом мире. Алексей См: яркость.

Александр Ре: Главное, что все занимаются тем, чем ему нравится заниматься. Это главный шок 2100 года. 

Ведущий: А рулит кто? Александр Ре: А это неважно  это могут быть разные города и планеты: город технарей,  другой – город философов. Многообразие важно.