Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Как меняется человек в новую эпоху и что с этим делать.

Сегодня человечество оказалось на пороге новой эпохи, одной ногой неуверенно ступая в нее. Мы не понимаем, что будет с нами завтра, наблюдаем, как стремительно меняются ценности, мышление и восприятие, и сами внезапно для себя становимся цифровыми людьми-аватарами со множеством субличностей. И главным вопросом новой эпохи становится: как не потерять себя в хаотичной и постоянно меняющейся реальности?



20 мая Клуб Первых «СберПервого» провел завтрак для резидентов при поддержке «РБК Стиль». «Клуб Первых» — это крупнейшее деловое сообщество России, объединяющее более 450 руководителей и владельцев среднего и крупного бизнеса. Создан по инициативе СберПервого. Хедлайнером завтрака стал врач-психиатр, президент Высшей школы методологии и «Академии смысла» в Санкт-Петербурге, руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека в ПАО «Сбербанк» Андрей Курпатов. В своей двухчасовой лекции «Как меняется человек и что с этим делать?» Курпатов делится последними исследованиями в области антропологии и нейрофизиологии и детально описывает особенности нового мира, в котором мы уже живем.

Что такое цифровая эпоха и каковы ее признаки

Вехи развития человечества и к чему мы пришли

Известно, что в истории развития цивилизации произошли три революции: аграрная, промышленная и информационная. Эти этапы — не просто точки на условной хронологической прямой, это абсолютно не похожие друг на друга способы жизни и, как следствие, мышления и структурирования мозга.


● В аграрную эпоху люди существовали в условиях бытовых традиций, ориентируясь на длительность светового дня, температуру, природные явления.

● В индустриальную, или промышленную, эпоху человек переезжает в мегаполис, получает образование, у него стремительно нарастает количество социальных связей.

● В информационную эпоху люди стали жить в «большой деревне» и благодаря доступности информации знают, что, где и с кем происходит. Люди могут становиться участниками практически любых событий.



Элвин Тоффлер в своем труде «Шок будущего» описывает четвертую революцию как цифровую. Цифровой человек — совершенно новая сущность, которая состоит из аватаров. Так, исследователи утверждают, что молодой человек до 20 лет имеет как минимум три аватара: реальный, виртуальный и геймерский. Всё это ведет к фундаментальным изменениям и трансформации личности и общества.

Какие феномены возникли вследствие прихода новой цифровой эпохи

● Понятие «цифровой детокс». Очевидно, от пребывания в цифровой реальности периодически возникают токсикозы, поэтому людям нужна перезагрузка «в реальности».

● Явление сторис — короткий цифровой контент, констатирующий и демонстрирующий другим факт существования человека.

● Мемы — картинки, которые профанируют власть, культуру, ценности, превращая реальность в один большой анекдот, который неизбежно ведет к драме.

Цифровая сенсорная депривация

Эксперименты с камерами сенсорной депривации (частичного или полного прекращения внешнего воздействия на один или более органов чувств) начали проводить в 1950-е, чтобы изучить, что требуется мозгу для работы и откуда он берет энергию в условиях полной изоляции. Правда состоит в том, что мы не справляемся с депривацией. Если нас лишить внешних раздражителей, то мозг начинает воспринимать внутреннюю психическую деятельность как внешнюю, неадекватно воспринимая происходящее. Сегодня мы оказываемся в цифровой сенсорной депривации. Внешние раздражители необходимы нашему мозгу на физиологическом уровне, но это не уведомления в мессенджерах. Как следствие, люди перестают обниматься, двигаться, получать эмоции, теряют мотивацию к интеллектуальной деятельности.



Дереализация и деперсонализация

Состояние, когда человеку кажется, что всё вокруг поддельное. Человек не узнает сам себя, что является одним из симптомов психоза. Проблема в том, что в цифровую эпоху все наши социальные круги находятся в параллельных мирах, через которые мы следим за жизнью аватаров и выдуманных персонажей.

Какие главные проблемы подстерегают нас в цифровую эпоху

1. Проблема восприятия и мышления

Как меняются психические функции

● Внимание становится коротким и менее устойчивым.
● Критическое мышление становится проблематичным.
● Когнитивная нагрузка приводит к стрессу.
● Поверхностность знаний, которая возникает вследствие отсутствия времени на отдых дефолт-системы мозга от мессенджеров и соцсетей.

Эпоха постправды

Как результат, мы входим в эпоху контрзнания и постправды. Когда люди начинают придерживаться бредовых соображений, например, ставить под сомнение, что Земля круглая. Неважно, насколько человек образован, если он получает информацию в условиях информационного давления, он неустойчив к любому бреду.

Смерть экспертизы

Явление смерти экспертизы описал Том Николс в одноименной книге. Сегодня из-за доступности любой информации возникает ощущение, что каждый человек — эксперт во всём. Это драматическая история, и вот почему. По статистике, против прививок выступают более образованные люди, потому что им кажется, что они достаточно компетентны в этом вопросе.

Невозможность жить без телефона

Отсутствие телефона вызывает у нас чувство страха. За нашим желанием всё время быть онлайн стоят естественные физиологические механизмы. Лайки буквально «заливают» мозг дофамином, то есть активизируются зоны мозга, которые отвечают за удовольствие.

Отмирание креативности

Тест Торренса считается классическим в области психодиагностики креативности. Согласно тесту, с начала 1960-х годов — начала информационной волны — креативность стала расти. В момент прихода кабельного ТВ, с начала 1990-х годов, шло постоянное снижение уровня креативности у детей. В 2008 году, после выхода первого айфона, и вовсе 85% детей получили более низкие баллы по креативности по сравнению с 1984 годом.







2. Проблема авторитетов

Французский философ Жиль Делёз еще в 1968 году размышлял о том, что мир утратил свой стержень. Сегодня, по словам Курпатова, отмечается тотальное отсутствие доверия — к власти, к СМИ, к работодателям и так далее. Отсутствие вертикальной структуры управления, вместо которой пришла сетевая (так называемая грибница), приводит к тому, что исчезают авторитеты, а вместе с этим теряется способность к передаче знаний, так как на протяжении истории человечество получало их от авторитетов. Но более тонкий аспект сейчас изучается: способны ли мы в таких условиях экстраполировать полученный опыт и знания? Точнее, работать не автоматически, а уметь имплементировать старый опыт в новые обстоятельства.

3. Проблема социальных отношений

По словам Курпатова, с каждым годом у людей нарастает ощущение тотального одиночества, которое ярко проявляется у молодежи: все хотят признания, но при этом способность к социальной коммуникации у них практически отсутствует.

Если раньше знание было распределено, не было единого источника доступа, человеку нужно было обращаться к другим людям за советом, то сегодня знание централизовано: человек может найти всё в сети и не обращаться к другим за помощью. Всё это приводит к цифровому аутизму.

Цифровой аутизм

Когда мы общаемся в реальности, у нас активируются зоны префронтальной коры, которые отвечают за конструирование будущего, создание сложных систем решения, контроль собственных эмоций. Количество людей, с которыми мы общаемся вживую, конвертируется в объем этих зон мозга.

Когда мы общаемся в социальных сетях, у нас тоже увеличиваются некоторые зоны мозга, но только в височных долях. Кажется, что это то же самое, но в реальности работают разные зоны мозга, которые отвечают за разную интеллектуальную деятельность.

Признаки цифрового аутизма

● Проще общаться через мессенджеры, чем вживую.
● На свидании или встрече люди проводят больше времени в телефоне.
● Отсутствие эмпатии, сочувствия к другому человеку, за что как раз и отвечает префронтальная кора.





К чему нас уже привела цифровая эпоха и как учиться в ней жить

Психоэмоциональное состояние

Избыточное потребление цифрового контента доказанно приводит к депрессии, суицидальности, девиантному поведению.

Работа

Если в 2016 году наиболее важными навыками будущего работника считались так называемые hard skills (математика, экономика, программирование), то уже в 2018 году отмечается смещение к soft skills (гибкость и умение адаптироваться, тайм-менеджмент, умение работать в команде). Такие навыки стали для людей большой проблемой, соответственно, для работодателей головной болью стал поиск людей не просто компетентных, но способных сами себя организовать.

Технологии

Ученый-физик Сергей Капица в свое время рассказывал о феномене ускоряющегося времени и предполагал, что к 2027 году мы достигнем точки, в которой произойдет радикальное изменение мира. Сегодня в первую очередь сокращается время перехода от одного изменения к другому: технологии придумываются быстрее, чем имплементируются. Этот феномен по Курцвейлу назван технологической сингулярностью. Это гипотетический момент в будущем, когда технологическое развитие станет неуправляемым и необратимым.

Развлечения

Мы живем в эпоху массовой инфантилизации, когда происходит стремительный рост индустрии компьютерных игр, а самые кассовые фильмы — зрелищные картины от Marvel.

Виртуализация реальности

VR/AR-трансформация реальности будет тотальной, потому что нам быстро становится скучно. Китайская технологическая корпорация Huawei пообещала к 2030 году развернуть 6G, что в 50 раз быстрее 5G. Это поможет создать конструкцию, в рамках которой все машины будут общаться друг с другом и с прохожими. Весь мир будет связан друг с другом в реальном времени.

Культура

По мнению культурологов, мы вступили в эпоху метамодерна, когда нет определенной системы знаний и каждый способен складывать их как придется. Вследствие этого культурные произведения создаются с абсолютной утратой контекста и абсурдностью логических связей.

Бизнес и власть

В книге Генри Тиммса и Джереми Хейманса «Новая власть» описано, как дальше будет происходить структурирование бизнеса и политической жизни. Власть новой эпохи, по мнению авторов, это голосование, объединение вокруг идей, полная прозрачность, наличие «любителей-профессионалов».

Образование

Социологи предрекают, что уже нынешние десятилетние (поколение альфа) будут получать знания в полностью трансформированной системе образования, где информация доступна в один клик и нет авторитетов. В результате роль педагога будет меняться, роль школы как социального института тоже: в школе будут практиковать знания и социализироваться, а дома — самостоятельно получать знания. Представители нового поколения могут поменять 18–20 работодателей и 6–7 сфер деятельности за жизнь, то есть будут учиться перманентно. Это приведет к росту себестоимости образовательного контента, а вузы в том виде, в котором мы их знаем, исчезнут. Они превратятся в НИИ, куда студенты будут приезжать на практику.







В качестве итогов: что произойдет с нами уже в ближайшем будущем

● Неспособность планировать.
● Неизвестность, что делать.
● Отсутствие мотивации и внутренней энергии.
● Утрата самоидентичности.
● Поверхностность знаний.

Каков ответ на эти вызовы

Андрей Курпатов заключает, что это будущее может показаться странным и пугающим, но одновременно захватывающим и интересным. И чтобы не потерять себя в нём, дает следующую инструкцию со ссылкой на книгу «Новая власть»:

● осознать свое место в мире;
● критиковать себя;
● объединяться с другими и научиться привлекать сообщества для решения задач.