Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Подвиг крейсера «Варяг» глазами противника.

«Когда на эскадру выходит корабль одиноко
 Живот положить, но геройски прорваться в века…»
 «По первому сроку» 
  А.Я. Розенбаум

День 27 января / 9 февраля 1904 г. выдался у западного берега Кореи довольно морозным, минус тринадцать по Цельсию. Зато на море был полный штиль. Большой изящный крейсер в оливковой окраске военного времени постепенно увеличивал ход, судя по растущему буруну перед форштевнем. Шлейф угольного дыма из четырёх труб стелился за ним в холодном воздухе широкой чёрной полосой.

 Крейсер «Варяг» в июне 1901 года. Источник: kreiser.unoforum.pro

В 11 часов 25 минут на стеньгах обеих мачт корабля взметнулись большие, три на четыре метра, бело-голубые полотнища боевых флагов. Впереди по курсу на зюйд-вест открылся небольшой островок, а правее него из дымки проступили серые силуэты крейсеров. Оливковый корабль под Андреевскими флагами сближался, держа скорость 12 узлов.

Ровно в 11:45 слева от него по носу взметнулись два громадных столба воды с клубами чёрного дыма. Звук залпа докатился позднее: противник начал пристрелку с 8,7 километров. Впервые за полвека корабль 1-го ранга Российского Императорского флота вступал в бой с неприятелем. Крейсер «Варяг» шёл в сражение, которое сделало его имя бессмертным.

Канонерская лодка «Кореец» на рейде Нагасаки. Источник: navsource.narod.ru

В России это событие из поколения в поколение является местом памяти, независимо от текущего политического и социального устройства страны. А потому, казалось бы, за минувший век с лишним о нём давно уже всё стало известно. Однако процесс исторического познания завораживает именно своей бесконечностью. Вот и здесь есть очевидный, но немаловажный вопрос: как расценили бой с «Варягом» с японской стороны?

Да, в 1907 году тогдашний император Муцухито пожаловал Всеволоду Фёдоровичу Рудневу орден Восходящего солнца II степени, который бывший командир крейсера принял, хотя никогда и не надевал. Но как раз в том же году между Россией и Японией в Петербурге был подписан очень важный договор, урегулировавший разногласия держав послевоенного времени и открывший путь к будущему союзу. Награда официальному герою минувшей войны вполне могла носить тогда и чисто дипломатический характер, символизируя стремление бывшего врага к полному примирению. Поэтому обратимся к переводам ранее совершенно неизвестных российскому читателю японских источников и исследований, появившимся недавно.

«Варяг» и «Кореец» выходят на бой. Источник: tsushima.su

«Увидев выходящие русские корабли, мы испытали радость и облегчение от того, что не придётся вести бой на якорной стоянке, где находились корабли иностранных держав. Мужественное решение командира «Варяга» позволило 4-му Боевому отряду не уронить нашу честь и заслуживает только благодарности», — рассказывал о своих эмоциях перед началом сражения Того Кититаро, тогда 38-летний капитан 2-го ранга, старший помощник командира лёгкого крейсера Naniwa. 

Он уже в 1907 году издал в Токио свою книгу о прошедшей войне, под классическим японским поэтическим названием «Ветер, стряхнувший росу», так что воспоминания были ещё совсем свежи. Правда, корабль бравого офицера в бою толком и не поучаствовал, ограничившись, по сути, лишь пристрелочным огнём. Зато его экипаж имел возможность от души болеть за происходящее:

«В кормовой части «Варяга» наблюдался сильный пожар, и он укрылся за [островом] Пхальмидо. В этот момент вся команда Naniwa  неистово кричала «Бандзай!» — а один матрос в горячке боя забрался на носовое орудие и громовым голосом слал угрозы «Варягу»: «Ну ты у меня ещё попляшешь!» Глядя на него, мы не могли сдержать улыбки, но в то же время прекрасно понимали, что это выплескивались накопленные за 10 лет ярость и негодование японского народа». 

По какому поводу? После победы Японии над Китаем в войне 1894-1895 гг., Россия совместно с Францией и Германией организовала военно-политическое давление на Токио и добилась отказа японцев от захваченного ими китайского Ляодунского полуострова с Порт-Артуром в свою пользу…

Броненосный крейсер Asama. Источник: tsushima.su

«То, что произошло в водах Инчхона, нельзя в строгом смысле рассматривать как морской бой из-за явного неравенства сил принявших в нём сторон. С японской стороны бой провел броненосный крейсер Asama, который полностью превосходил бронепалубный «Варяг» по вооружению и защите», — ещё в 1906 г. констатировал в своём подробном отчёте «Записки военного наблюдателя» о русско-японской войне на море Мануэль Домек Гарсия. 

А этот выдающийся военный и политический деятель Аргентины, в 1920-х главнокомандующий ВМС и морской министр, знал о чём говорил: именно он в самом начале войны организовывал продажу и переход в Японию двух аргентинских броненосных крейсеров итальянской постройки, ставших «Кассугой» и «Ниссином». На этом последнем Гарсия провёл всю войну и был облечён доверием японцев нисколько не менее, чем знаменитый британский военно-морской атташе Пэкинхэм, которого русские подозревали едва ли не в совместном с Того руководстве флотом в Цусимском сражении.

«Варяг» после боя на рейде Чемульпо. Справа – крейсер HMS Talbot. Источник: kreiser.unoforum.pro

Действительно, в бою при Чемульпо японская сторона имела явное преимущество по силам и огневой мощи. В коллективном исследовании «История военно-морской артиллерии», увидевшим свет в Токио в 1975 году, произведены такие подсчёты:

«9 февраля русский крейсер «Варяг» (6 500 т, 23 уз, 12х152-мм/45) вместе с «Корейцем» вступили в бой с нашими силами. Если сравнить артиллерийскую мощь сторон, взяв за основу количество выпущенных в минуту снарядов с одного борта, то, взяв «Варяг» за единицу, мы превосходили противника в 5,35 раза. Так как 20-см орудия «Корейца» были устаревшего образца с низкой скорострельностью, то он из расчётов был исключен. Наши силы имели на один борт 4 20-см, 23 15-см и 9 12-см орудий, а «Варяг» — 6 15-см орудий. Мы могли выстрелить в минуту с одного борта 186 снарядов общим весом 7 235 кг, «Варяг» — 30 15-см снарядов общим весом 1 350 кг. Таким образом, соотношение сил было 5,35:1,00».

Автор вышедшей два года спустя монографии «История артиллерийских сражений на море» Маюдзуми Харуо привёл в подтверждение этих расчётов наглядную таблицу соотношения сил в бою 9 февраля 1904 г.:

Название корабля    Водоизмещение, т  Количество орудий на один борт Количество выстрелов в минуту и совокупный вес Огневая мощь в соотношении с «Варягом»
Asama  9 855  203-мм — 4 
152-мм — 7 
100 кг х 8 = 800 кг
45 кг х 35 = 1 580 кг
1,77
 Naniwa 3 709 152-мм — 5  45 кг х 25 = 1 120 кг  0,83 
 Takachiho  3 709  152-мм — 5 45 кг х 25 = 1 120 кг 0,83 
Niitaka 3 420  152-мм — 4  45 кг х 20 = 900 кг 0,67 
 Akashi 2 800  152-мм — 2
120-мм — 3
45 кг х 10 = 450 кг
20 кг х 21 = 420 кг
0,65 
Chiyoda  2 439  120-мм — 6  20 кг х 42 = 840 кг 0,62 
Итого 203-мм — 4
152-мм — 23
120-мм — 9
203-мм х 8 = 800 кг
152-мм х 115 = 5175 кг
120-мм х 63 = 1 260 кг
 
Всего 36 орудий  186 выстр./мин
7 235 кг.
 
 «Варяг»  6 500 152-мм — 6 45 кг х 30 = 1 350 кг  1,00 

Пожалуй, наиболее чётко общепринятую японскую точку зрения на бой при Чемульпо изложил военно-морской историк Тояма Сабуро в первом томе своего капитального «Исследования истории русско-японской войны на море», изданного в 1985 году:

«Действия русских кораблей, сражавшихся до последнего, не могут не вызывать восхищения. В таких ситуациях обычно выкидывают белый флаг и капитулируют. Но в данном случае сыграл свою роль боевой дух командира «Варяга», капитана 1 ранга Руднева, который смог использовать особенности обстановки. […] Но если бы японский корабль попал в схожую ситуацию, то, не касаясь вопросов командования в бою, можно сказать лишь одно: японский командир разделил бы судьбу своего корабля».

Безусловно, у каждой нации свои традиции. Для нас же здесь, думается, важнее иное: исследователь считает, что русские изначально не имели шансов, ясно осознавали это, однако без колебаний пошли на прорыв, до конца исполнив свой воинский долг. А в этом деле японцы, вне всякого сомнения, разбираются очень хорошо.


Крейсер «Варяг» в представлении художников World of Warships.
Источник