Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Русские культурные коды

Что такое русские культурные коды? Как они помогают или мешают в развитии нашей Державы? Осознав преимущества и недостатки своего мышления, своей ментальности, русскому народу будет гораздо проще занять достойное место в глобальном мире.

Для того, чтобы говорить о культурных кодах, их преимуществах у русского народа по отношению к другим нациям, нужно определиться с самим понятием «культура».

Энциклопедическое определение определяет культуру как человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Что русские дали современному миру? Очень много:

Начнём с того, что по сведениям Британской Академии Наук, которую трудно обвинить в славянофильстве, 80 % мировых научных открытий сделано славянами.

Результаты деятельности русских известны далеко за пределами России во многих сферах человеческой деятельности.

Современный русский язык, русская оперная традиция (Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка), русская мировая музыкальная традиция (Чайковский, Прокофьев), русская мировая литературная традиция (Толстой, Достоевский), русская мировая театральная традиция (Станиславский, Нимерович-Данченко, Чехов), русская мировая художественная традиция, русская архитектурная традиция (Татлин, Мельников), русская мировая кино-традиция - клиповый монтаж относительно недавно назывался "русским"(Эйзейштейн, Пудовкин).

Русская мировая военная традиция - Свечин, Триандафиллов и Тухачевский разработали теорию глубокой операции, с 50-х годов это основная военная доктрина США (Deep operation).

Русская технологическая традиция - конструкторы мирового класса, которые создали часто первые в мире объекты - Туполев, Королёв, Глушко, Миль, Бармин, Янгель, Челомей, Курчатов, Кузнецов, Пилюгин.

При всём при этом исторически сложившейся Русской управленческой традиции нет.

Часто от представителей правящей и бизнес-элиты (которая по факту также принадлежит к управляющему классу) можно услышать такие фразы по отношению к русскому народу: «не тот менталитет», «средневековая нация» (вся Европа в современном мире, а мы застряли в тёмном прошлом), «а мне лучше жить в Лондоне», «посмотрите, как в Финляндии/Сингапуре/развитых странах…, а у нас…».

Исторические корни этих настроений выходят за рамки этой статьи, но в целом их можно обобщить словами – «какой-то не тот нам народ попался, над которым приходится править».

Можно ли представить представителя управленческой элиты другой страны, публично высказывающейся негативно по отношению к своему народу? Например, в Японии, или в англо-саксонском мире? Такого там никогда не было и не будет.

По большому счёту настоящая элита в принципе не может критиковать свой народ, это её исходные условия задачи, с которыми она обязана работать - ведь её основная обязанность – знать, уважать и эффективно использовать народ в своей управленческой деятельности, в том числе в противоборстве с другими элитами.  А если элита предлагает поменять условия задачи – народ, то, как правило, происходит другое – смена элиты народом, причём не в самых миролюбивых формах. Это проще, быстрее и логичнее.

Что же не так с менталитетом русского народа, который так часто критикует современная российская элита? 

Менталитет русского народа очень ярко выразился в русских народных сказках.

Все знают игру «испорченный телефон», когда информация, переданная через несколько людей, возвращается в неузнаваемом виде. Но почему тогда содержания сказок проходят через тысячелетия? 

Во-первых, сказки сюжетны, сценарны, это не линейный текст. Во-вторых, раньше они были рифмованы. По сути это мнемоническая технология передачи информации, где через ярких абстрактных персонажей, умноженных на рифмы, сложно увязанных между собой, происходит минимальная потеря и искажение смысла.

 

Русский культурный код №1. Открытое сознание

Давайте проанализируем русскую сказку про Емелю.

На первый взгляд вот она, причина всех наших проблем – обычная лень, главный герой сидит на печи и ничего не хочет делать. Но почему народ с подобными архетипами имеет самую большую площадь страны в мире и его не победила ни одна армия мира? Вряд ли имело смысл передавать через тысячелетия отрицательные на первый взгляд персонажи типа простофили-Емели и Иванушки-дурачка, если бы они не способствовали решению цивилизационных задач.

Для того, чтобы лучше разобраться в этой теме, условно разделим мышление людей на три категории: монолектик, диалектик, триалектик.

К первым можно отнести две общественных касты: учёных, либо священников – им важен один тезис, одна истина, их не может быть две – всё создал Бог (монотеизм), либо всё создал Большой взрыв (ортодоксальная физика) – нет двух вариантов.

Диалектики мыслят двумя категориями: выгода или убыток (за что больше платят), или победа-поражение. Традиционно это две касты: военные и бизнес. Поэтому даже терминология у бизнеса и военных схожа – стратегические компании, персонал, захваты рынков, стратегическое планирование…

В данном примере для них не важно, что в основе основ – Большой взрыв – будут дорогие сувениры с изображением большого взрыва, Бог – будут продаваться охраняющие иконы от Большого взрыва.

Триалектики – те, кто отвечает за гармонию, за создание нового целого из частей. К ним традиционной относятся писатели, художники и, конечно, изобретатели.

Что попросил у рыбки старик в сказке "О рыбаке и рыбке"? Ничего. Что попросила старуха? В её просьбах расцвет и гибель диалектиков – постоянный «захват рынков» и разбитое корыто в итоге.

Как правило очень сложно совмещать разные модели мышления, поэтому бизнес не приспособлен для изобретательства, а изобретения создают те, кому совершенно не интересна финансовая сторона вопроса.

Отметим также, что Василиса Прекрасная, царевна Лягушка, Василиса Премудрая – никогда не выходят за муж за царя, генерала, купца. Всегда за «затейника»-триалектика: Иванушку-дурачка, Емелю, Федота. Таким образом через тысячелетия подобному архетипу всегда достаётся высшая награда – умная жена-красавица.

Ещё один культурный код, отражённый в русских народных сказках, и связанный с женской природой: выдать за первого встречного. Это произносит только царь по отношению к своей дочери-царевне. Представьте, что вы русский царь, которому предлагают жениха для царевны. Все принимают участие в том, чтобы продвинуть своего кандидата и усилить своё влияние. Таким образом на стратегический выбор первого лица пытается повлиять огромное количество людей. При этом капризная царевна тоже выбирает – этого не хочу, того не хочу. Но человек, который случайно попал на двор к русскому царю – однозначный неформал, герой, триалектик в текущей классификации, и он гарантированно не принадлежит ни к одной из фракций, которые пропихивают своих кандидатов.

Вернёмся к Емеле, он:

Заметил то, чего никто не замечает – говорящую щуку, воспринял как должное и вступил с ней в коммуникацию. То есть с тем, с чем другие даже не могли бы себе представить общаться. Далее попросил ресурсов (которых у ответчика по определению не могло быть) для конкретной задачи, которая стояла в данный момент – чтобы вёдра пошли сами.  Задача решена. Далее поехал к царю – на печи. Не занял денег на коня, как сделал бы диалектик, не начал строить телегу или молить Бога о лошадях, как монолектики учёные и церковники.

Как можно описать эти русские культурные коды на примере Емели-новатора?

  1. Абсолютно открытое, непредубеждённое сознание
  2. Видит решение там, где его никто не видит.
  3. Использует как ресурс то, что никто ресурсом не считает.
  4. Использует схемы, требующие минимального применения дополнительных сложных ресурсов.

Здесь очень характерна аналогия с лучшими примерами русской конструкторской школы. 

Русские культурные коды в конструировании:

  1. Конструкция должна быть «идеальной», то есть не изменять своей эффективности ни при каком мыслимом или не мыслимом вмешательстве при производстве или эксплуатации.
  2. Конструкция не должна требовать особых условий производства, особых условий ремонта или особых условий эксплуатации (сложность процессов, оборудования или персонала).

Примеры ХХ века – танк Т-34, АК-47

Т-34 - сделали немного: повсеместно наклонили броню, вместо её утолщения и утяжеления танка, поставили уникальный и опередивший время дизельный двигатель, предельно упростили танк в производстве, так, что его можно было собирать на любом машиностроительном заводе, от 60-70% танков ремонтировалось на поле, и на следующий день снова были в бою. С самого начала в войска поступают будки с фильмом о ремонте танка в батальоне и в полку.

АК-47 – автомат, одинаково результативно стреляющий в руках негра, американца или русского в любых условиях и при любой подготовке. Для реализации этих принципов выбранные методы конструирования должны быть инновационными, осмысленно простыми. 

 

Русский культурный код №2. Спонтанные герои

Лейбниц родился в семье профессора, Кельвин, в семье математика, в какой семье родился тот, кто основал Русский университет? В семье зажиточного помора-рыбака. И дело не только в Ломоносове. Пушкин, автор современного русского языка – внук эфиопа.

Жуков – сын крестьянина, полководцы Третьего Рейха имели до 16 предков-генералов. В итоге один-ноль в пользу крестьянина.

Автор американской космической программы – Вернер фон Браун, конструктор Третьего Рейха, королевская кровь, барон, его отец был министром, председателем Рейхсбанка, заместителем Рейхсканцлера.

Автор советской космической программы – Королёв – сын учителей.

Если нация спонтанна, это позволяет ей доходить за одно поколение от крестьянина до академика, конструктора или полководца. Как говорится в известной шутке: можно ли победить народ, который свои планы узнаёт от иностранной разведки? В стране, в которой сын рыбака основал первый Русский университет, невозможно предотвратить появление гениев - вы можете разрушить школу, а гений выйдет из ПТУ, это невозможно предугадать.1

Русская система образования по сути является системой поиска спонтанно рождающихся талантов.

  1. В русской цивилизации таланты могут рождаться в неподготовленных, не системных местах.

  2. В русской цивилизации таланты могут за одно поколение достигать высшего уровня, но места появления потом не повторяются. В этом проблема наукоградов, так как в семье академиков не рождаются академики.

  3. Русская цивилизация имеет большой процент людей, способных за одно поколение достичь высшего уровня.

Поэтому в советской школе преподавали большое количество предметов, создавая избыточную картину и широкий кругозор, что давало хороший старт для всех в условиях спонтанного появления талантливых людей на территории страны. Далее были методы быстрого подъёма подобных людей – олимпиады, спецшколы.

 

Русский культурный код №3. Высокая скорость научения и разучения

Одним из уникальных явлений во время Второй мировой войны американцы до сих пор считают высокую скорость научения советской армии – от тяжелейших поражений 41-го года, до наступления 43-го, задействованы многие методики противника не хуже, а чаще лучше них, при этом не прекращая боевые действия, не выходя из боестолкновения с лучшей армией мира того времени.

Правда эта особенность имеет и оборотную сторону – высокую скорость разучения. Для иллюстрации хорошо подойдёт детский анекдот: Шёл ёжик, забыл, как дышать и умер. Потом вспомнил и пошёл дальше. С 70-х годов, например, советская конструкторская школа с уникальной результативностью по сути разрушена и до сих пор полностью не восстановлена.

 

Русский культурный код №4. Спонтанность и самодеятельность

Рассмотрим теперь, как и где принимаются решения в России. Хороший пример для этого – пешеходный переход со светофором. В России трудно найти человека, который не переходил бы дорогу на красный свет. Вспомним одну шутку, которую читатели прислали Михаилу Задорнову:

Прислал письмо наш казахский немец, который теперь живёт в Германии. Рассказывает, как он стоял с толпой немцев и ждал, когда красный свет переключится на зелёный. Светофор явно испортился, машин не было, но немцы продолжали ждать переключения. Он всё понимал, нервничал, но пойти одному через дорогу было стыдно. Вдруг услышал сзади за спиной на чистом русском: «Да в рот вам ноги!» Смотрит: наш мужик семимильными шагами, не стесняясь немцев, пошёл на другую сторону. И тут же за ним двинулась вся толпа. Мужик остановился на тротуаре, обернулся, сплюнул и пробурчал довольно громко: «Да, блин, тяжело вам без фюрера живётся!»

На первый взгляд можно сказать, что это такое воспитание – немцы даже в 12 ночи на пустой улице будут стоять и ждать зелёного сигнала, а не воспитанные русские переходят тогда, когда им заблагорассудится. Однако всё не так просто.

Рассмотрим две модели принятия решений – англосаксонская, к которой принадлежит и Европа, и русская. В Европе разделено место принятия и исполнения решений. Принятие решений передано власти – думе, парламенту, президенту, премьер-министру – властные институты принимают решение – дорогу переходить на красный, а не наоборот. Люди, стоящие на светофоре, не имеют право принять решение – они его делегировали власти.

Казалось бы, в России тоже приняты законы, есть правила дорожного движения, но по факту решение принимает тот, кто стоит на светофоре. Он никому не давал право за себя решать, когда переходить дорогу, и будет действовать в зависимости от текущей ситуации.

И это касается не только перехода дороги на красный. В России есть явления, которые невозможно представить на дисциплинированном Западе.

Переход на красный свет – русский человек сам решает, когда ему идти, исходя из текущей ситуации (ночь, нет машин, машины далеко, машины медленно едут в пробке, светофор сломался).

Креативная система уплаты налогов – русский человек сам решает, сколько платить.

Текущая практика оплаты налогов для среднего и малого бизнеса, независимо от внешних налоговых норм уходить от налогов на примерный уровень – «по совести», около 10%, потому что, если заплатить меньше, заметят и могут быть проблемы, а больше платить не солидно, потому что никто больше и не отчисляет.1

Произвол чиновников – чиновник сам решает, как лучше сделать. Поэтому часто спускаемые сверху управленческие решения стопорятся действиями нижестоящих чиновников. Вкратце это можно сформулировать так: «Каждый человек имеет право на своё мнение, но моё мнение более правильное».

Взяточничество – человек сам решает, как и когда себя вознаградить. Исходя из принципа: государство может и не вознаградить, а вот сейчас конкретная ситуация, которая позволяет сделать это самому. Есть риск, что «догонят», но, во-первых, это ещё вопрос, во-вторых можно поделиться с тем, кто «догоняет».

Фольклор – самодеятельные животные и самодеятельные вещи – гусли-самогуды, скатерть-самобранка, «по щучьему веленью», «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что, и желательно то, чего вообще не может быть»,

Исхитрись-ка мне добыть

То, чего не может быть.

Запиши себе названье,

Чтобы в спешке не забыть.

А не выполнишь к утру -

В порошок тебя сотру,

Потому как твой характер

Мне давно не по нутру.

Леонид Филатов "Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца"

 

Все эти явления можно объединить в культурный код: СПОНТАННОСТЬ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.

  1. Русский никогда реально не делегирует право принятия решений ни начальнику, ни власти.

  2. Если он когда-то делегировал это право, он может в любой момент его отозвать.

  3. Русская элита ведёт себя как народ, вульгарно, не демонстрирует особого элитарного поведения. Например, элита продекларировала – двойную сплошную не пересекать. Но чиновник мыслит, что у него «другая ситуация» - мигалка, важная встреча. И за ним хвостом двойную сплошную пересекают и простые «смертные», которые тоже рассматривают ситуацию в контексте. Для русского человека настоящая разделительная полоса – это как минимум бетонные блоки.  И то, кто-то обязательно проверит систему на прочность. А две линии, прочерченные по дороге – условность, о которой всегда можно договорится даже с инспектором ГИБДД.

Отечественные ученые посчитали, сколько в России психотипов водителя, которые и определяют, как водитель реагирует на знаки и текстовую информацию на дороге, как позиционирует себя в общей структуре транспортного потока, - подчиняется общему течению или ищет индивидуальные обходные пути.

Выяснилось, что в Японии, к примеру, существует один единственный психотип водителя, позволяющий эффективно применять на территории всей страны общие для всех транспортные решения и стандарты. В Европе количество психотипов, по-разному воспринимающих информацию, 3–4: скандинавский, среднеевропейский и южный тип водителей, а также выходцы из Северной Африки и Ближнего Востока.

В России же ученые остановились на 18 разновидностях, но признаются, что это далеко не все, - за любые рамки выпадают водители маршруток, чья манера поведения на дороге требует отдельного исследования.

***

Голландский психолог Фонс Тромпенаарс условно разделил людей на универсалистов и партикуляристов. Для универсалистов есть незыблемые законы, которые нарушать нельзя. Для партикуляристов реально существует только конкретная ситуация, никаких универсальных законов для них не существует.

Фонс Тромпенаарс исследовал порядка 50 наций, и для исследований выбрал такой вопрос: Вы едете на машине, за рулём ваш друг. Ваш друг сбивает пешехода, вы уехали, свидетелей не было, ваши действия – вы звоните в полицию, чтобы доложить о происшествии, либо не звоните. Европа поделилась на северную и на южную. Англосаксы, скандинавы, германцы, в целом протестантские страны – оказались универсалистами, закон важнее, независимо от того, что твой друг сбил человека. Южная Европа – Италия, Франция, Испания – рассматривали конкретную ситуацию и в целом были склонны не доносить на друга. Для усиления ситуации был задан вопрос, как изменилась ли ситуация, если бы вы узнали, что сбитый пешеход погиб? При этом ситуация не изменилась. Для универсалистов – если человек погиб, тем более надо докладывать в полицию. Для партикуляристов – если уж он погиб, то в чём смысл сдавать друга.

Известны случаи, когда во время революции в Германии 1919 года, революционеры бегали за контрреволюционерами и наоборот, они стреляли друг в друга и убивали, обегая при этом газоны. Потому что по газонам бегать нельзя.

Несмотря на то, что в данном исследовании не шла речь о России, нетрудно понять, что по этой классификации мы – страна партикуляристов, действующих исходя из конкретной ситуации. Понятно, что внутри нации присутствуют обе позиции и переходные формы, но в целом доминирует одна.

 

Русский культурный код №5. Поиск границ возможного (степеней свободы)

Этот культурный код легко прочувствовать на знаменитом анекдоте:

Крепкие сибирские мужики получили японскую бензопилу. Сначала дали ей перепилить тонкое бревно. Вжик! - сказала японская бензопила и перепилила тонкое бревно. ОГО! - сказали крепкие сибирские мужики и дали пиле толстое бревно. Вжик! - сказала японская бензопила и перепилила толстое бревно. ОГО! - сказали крепкие сибирские мужики и дали пиле гигантское бревно. Вжик! - сказала японская бензопила и перепилила гигантское бревно. ОГО! - сказали крепкие сибирские мужики и дали пиле стальной ломик. ДЗЫНЬ - сказала японская бензопила и сломалась. НУ ДЫК! - ухмыльнулись крепкие сибирские мужики и пошли валить лес ручными пилами.

Один офицер сравнивал призванных на военную службу русского и азиата: «Чукчу научишь правильно стрелять – и он всю оставшуюся жизнь будет правильно и метко стрелять… Но русский!.. Объяснил ему, он все понял, он выстрелил, он попал!.. И всё!.. Он первый и последний раз стрелял как надо!.. Дальше начинается его самодеятельность: а если попробовать стрелять в движении?.. Или с положения лежа на спине?.. А если попробовать стрелять, целясь в зеркальце?.. И пробует!.. И уже, разумеется, не всегда попадает с первого раза!..»

  1. Русский постоянно исследует любую систему на ограничения. Его не надо этому учить, за это платить. Подковать блоху – это из той же серии.

  2. Поиск способов преодоления ограничений носит самогенерирующийся характер.

  3. Код играет негативную роль в конвейерной экономике и европейском регулярном государстве.

  4. Код даёт огромные преимущества в инновационной, изобретательской экономике.

Мы – не конвейерная нация и никогда ей не будем. Один из символов России - Храм Василия Блаженного – девять куполов все разного цвета и разных форм.

Как и традиционная русская домовая резьба, расписные прялки, росписи на храмах. Птицу Феникс, которая сначала погибает, затем возрождается из пепла – невозможно осознать логически. И хотя за советские годы эти культурные, по сути дохристианские коды были частично отформатированы, многое осталось.

В конвейере одна шестерёнка не может вести себя так, как она хочет. Шестерни притёрты друг к другу с детства, всё детерминировано, предопределено. И на выходе получается прогнозируемый точный результат. Многих это до сих пор завораживает – ровные улицы, чистота в Европе, педантичность немцев и прочее.

Однако все забывают, что у Америки долг 100% от ВВП, у Японии – 200%, и никакие байки экономистов этих стран, о том, что это нормально, не соотносятся с простым здравым смыслом. Конвейерная, индустриальная экономика с идеей постоянного роста зашла в тупик. Наступает время неопределённости. И именно в этих условиях у России есть большие шансы для огромного скачка, который несопоставим по результативности со стратегией «догнать и перегнать».

 

Русский культурный код №6. Авось 2.0

Почему русский «Авось» плохо, а действие по плану – хорошо? Почему в Европе никогда не было «авося»?

Можно представить индустриальный мир в образе железной дороги. У ней есть начало и конец, как и в плане всегда есть конечная цель. Если технологии, рынки, государственное устройство не меняются 30 лет – такая стратегия успешна.

Но если ситуация стала изменчивой, спонтанной, в этих условиях Авось даёт гораздо больше преимуществ. И в такой ситуации образ витязя на распутье, избыточно экипированного под любую напасть – тоже русский культурный код.

Стоит витязь на распутье, пред ним указатель:

"Пойдешь направо- трендюдей получишь, пойдешь налево - трендюдей получишь,

пойдешь прямо - трендюдей получишь"...

Стоит он, задумался, и тут голос сверху:

"А будешь долго думать прямо здесь трендюдей получишь!!"

Авось – это управление вероятностями в ситуации крайней неопределённости. Это не бытовое понятие, а интуиция профессионала, в условиях крайней неопределённости и давления по времени – крайне мощный аналитический инструмент. 

  1. В крайней неопределённости интуитивный выбор точнее аналитического.

  2. При культурных проблемах коммуникации «случайный» выбор – «справедливей», а потому быстрее и дешевле.

  3. В крайней неопределённости, при дефеците времени «случайный» выбор результативнее «дискуссионного выбора». Плохое реализованное решение лучше хорошего, которое поспело к «окончанию сезона».

  4. В партикуляристской культуре, где важную роль играют контексты, групповые интересы, «случайный» выбор объективнее выбора по «заданным параметрам».

Разобьём условно цивилизации по трём характеристикам: мышление, коммуникации, деятельность.

Европа – мышление и коммуникации. Деятельность отсутствует.

Европеец очень слаб в деятельности, зависим от комфорта, танк должен быть непробиваемый, душ на войне, крем от загара, генералы должны быть обучены и далее по списку. Поэтому он не отвечает за поставленную задачу, он исполнит любой закон, который написан выше. Но если происходит катастрофа, европеец имеет право на забастовку: «я выполнял все ваши законы и правила, отсутствие результата – ваша проблема».

Китай и Япония – коммуникации и деятельность, мышление отсутствует.

Другой полюс – отсутствие мышления. Ни китайцы, ни японцы ничего нового не придумывали. Невероятно оптимизировали изобретения других стран,  но супер изобретений не делали. Огромная исполнительная дисциплина, невероятная точность и … отсутствие творчества, импровизации.

Индия – мышление и деятельность. Коммуникации отсутствуют.

Индусы с брахманами – здесь проблема с коммуникацией. Брахман просто подходил к крестьянину, тыкал пальцем и говорил без всяких объяснений, инструкций и посредников – сей сюда. Среднее звено, в современных терминах средний менеджмент, в индийской культуре из-за деления на касты в целом отсутствует.

Примерная история и в России – отсутствие коммуникации. Условно русского солдата можно одного отправить в бой, даже без оружия.  Он сам окопается, поможет офицеру разобраться в ситуации, если тот запаниковал, но что происходит между солдатом и фельдмаршалом? Вся индустриальная модель построена на вышколенном среднем звене, «мидлменеджменте», которого в России нет, не было и никогда не будет.

 

 

Русский культурный код №7. Вера в доброго царя, собирание земель русских, русская радиальная сеть

Часто это ставят в упрёк русским – вера в русского царя как средневековый пережиток.

Есть две концепции – нация пазл и нация зеркало. Если разбить пазл, он будет состоять из отдельных кусочков, каждое место которого определено в общей картине. Поэтому при последующей сборке отдельный элемент, человек вступает в коммуникацию, чтобы занять то место, которое он занимал до разборки пазла.

А вот если разбить зеркало, на каждом из кусочков будет целое изображение. И при попытке собрат такое зеркало кусочки не складываются как пазлы на своё строго определённое место.

Русским народом была выработана формула выживания по образу разбитого зеркала – радиальная сеть. Все направления сходятся в одном центре. В России всегда дороги до Москвы лучше дорог между соседними городами, и это не случайность и не произвол дорожных служб.  Из всех городов Сибири до Москвы долететь проще, чем до соседнего города. В России выработалась радиальная сеть с центром сборки – Москвой, в данном случае Москва не как город, а скорее, как образ, является центром сборки русских земель. И Владивосток дружит с Калининградом только через Москву.

По этому же принципу действует вера в «доброго царя». Русский человек с царём и с богом имеет «личный контракт». Условно: «Царь-батюшка – такой бардак, полякам Москву отдали, экономику убили, с соседом я точно не договорюсь, поэтому тебе - чрезвычайные полномочия. Но твоим боярам, замам, министрам, никакого доверия – они всегда были и будут казнокрадами, жуликами и ворами». Потому что контракт только с первым лицом. Никаких посредников. Как и с Богом.

Поэтому и поэт в России больше чем поэт. Поэты были большими выразителями единства, чем кто-либо ещё в стране с нелинейными связями. Например, Высоцкого слушал диссидент и КГБшник, который слушал диссидента, водитель МАЗА и конструктор МАЗА, ОБХССник и цеховик, которого сажал ОБХССник, в общем все слои населения, и у всех картина России была одинаковая. Потому что он стал «точкой сборки», человеком-зеркалом, который отражает общую картину, и при этом образовательный, социальный, имущественный ценз не влияет на полноту и единство этой картины.

Королёв, Туполев, Бармин – тоже были зеркалом своих коллективов, которые благодаря сплочённости и взаимопониманию строили сложнейшие конструкции в кратчайшие сроки.

При этом важно, что в такой системе почти нет горизонтальных связей. А вокруг личности-зеркала создаётся зона доверия и личный контакт. Затем постепенно возникает зона отражённого доверия, которая накрывает весь коллектив и позволяет эффективно работать. И только затем идут этапы регулярных событий, взаимодействий, обмен знаниями и компетенциями, и как итог – этап сложных проектов.

Шестой техноуклад – это экономика русских культурных кодов. Впервые система координат русских культурных кодов совпадает с общемировой.

Чем принципиально отличается 3D-принтер от станка? Первый сразу делает то, что вам надо, второй убирает лишнее из заготовки. Вопрос только в том, как Россия воспользуется Технопакетом, который во многом подготовил для неё Запад.

Технологии ближайшего будущего: транспорт, который не требует дорог (еду куда хочу, где хочу и когда хочу), связь с миром через интернет плюс автономные источники энергии – всегда на связи (общаюсь где хочу и когда хочу), города, которые не требуют подключений к центральным энергосетям (живу где хочу, когда хочу), интеллектуальные цифровые системы сельского хозяйства, системы сочетания «зелёной среды» с городской (ращу что хочу, где хочу, когда хочу).

Это всё и есть продукты новой экономики, которые будут востребованы в ближайшее время. Вспомним снова предметы из русских сказок и не только: гусли-самогуды, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, самострел, самогон – всё это прототипы новых изделий, которые в ближайшее время получат широкое распространение.

Например, «Самодел» - самособирающиеся наномашины. Или самоорганизующиеся умные строительные материалы, с помощью которых дом можно собрать как конструктор. Или «Самопёк» - автономная печь-плита на альтернативных источниках энергии.

 

 

Русский культурный код №8. Сообразить на троих

 Понимается сейчас не в нужном смысле, а стоило бы в прямом.

Русская тройка, тридевятое царство, три сына, три желания, три сестры, три раза перекреститься, три раза плюнуть через плечо, сообразить на троих – это по сути и есть русская триалектика, о которой речь шла выше.

Русская тройка – спорткар доиндустриального периода – скорость 45 км/час, все три лошади едут в разные стороны, у двух боковых задирается голова, поэтому они бегут «в разбег», при этом они бегут на разной высоте – две крайние лошади приподнимали переднюю, поэтому у ней меньше нагрузки при беге, и она задаёт темп. Двум остальным приходится подстраиваться под этот высокий темп. То есть для того, чтобы быстрее всего ехать вперёд, три разные лошади должны ехать в разные стороны на разной высоте.

В этом и заключается задача русской управленческой школы – правильно сложить то, что движется в разных направлениях.

 

Три сына

Старший – умный был детина… - статика, монолектика, смысл (условный умник)

Средний был и так, и сяк… - динамика, диалектика, выгода (условный купец)

Младший вовсе был дурак… - спонтанность, триалектика, польза, инновации (условный Емеля)

Тогда сообразить на троих - это в идеале иметь в принятии решения все три типа мышления от трёх специалистов с сопоставимой квалификацией, совмещающих, а) смысл всего решения (умник), б) его выгоду (купец), и в) его пользу/инновацию (Емеля).

По материалам лекций Сергея Хапрова, директора Института семантики систем