Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Время собираться. 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Время собираться.

Алексей Вайц

Точка опоры

Для того чтобы нам понять, как должна развиваться страна, необходимо задать один простой вопрос и ответить на него: "Будь у нас самая совершенная система государственного управления, но наполненная людьми нечистоплотными в нравственном плане — будет ли она работать?". Отвечаем: работать она не будет. Но, скажет кто-то, ведь самая совершенная система подразумевает прозрачность и контроль… А здравый смысл говорит нам: если к вору приставить человека с ружьем, то будет два вора — причём один из них вооружённый. Значит, дело тут не в системах и концепциях, не в политических решениях и экономических моделях, так рьяно нам предлагаемых со всех сторон в канун выборов. А дело в человеке, о котором, как известно, забыли.

Срединный путь

Нам необходимо уйти от всевозможных сложных конструкций, удивляющих ум и не имеющих пользы, не несущих никаких решений в реальности. Необходимо взглянуть на всё через призму природных и органических процессов. "Берите образцы из жизни", — рекомендовал нам Михаил Семёнович Щепкин, один из основоположников русского театра. Так и нам необходимо внимательно рассмотреть те процессы, которые происходят в природе, ибо в ней всё мудро устроено и развивается органично, просто, красиво.

Если мы рассмотрим жизнь организма, то обнаружим, что сокращению мышц предшествуют импульсы из мозга, в мозгу же формируется цельное решение, которое и приводит в движение тело. Тело всегда живёт и действует для чего-то. У него есть потребности. Но есть разница жизни организма животного и организма человеческого. И связано это с тем, что есть нечто иное, живущее в человеке, которое может любить, страдать, отличать доброе от худого, мечтать, в конце концов. Мечта необходима человеку. Без мечты, без внутреннего устремления человек влачит жалкое существование и при том, что внешне продолжает жить, становится мёртвым внутри.

Необходимо понимать, что если дело в человеке, то мы должны рассматривать две его природы, как живущие вместе, нераздельно, но которые, не сливаясь, постоянно спорят между собой. Исходя из этого утверждения, мы и должны проектировать путь развития как человека, так и общества, и государства. Назовём этот путь — Духовно-светский путь развития.

Мечта

Мечта есть нечто интуитивно угадываемое, устремление к тому, что составляет смысл жизни и что в дальнейшем даст человеку покой и независимость. Мечта есть у человека, мечта есть и у народов. У каждого народа своя мечта. Например, из крайностей: у немцев это семья, профессионализм и ответственность, у цыган — воля вольная, дорога и простор. Чтобы найти то, на чём зиждется мечта народов нашего многонационального единства, вскормленных веротерпимой русской культурой и исторически связавших свою судьбу с Россией, необходимо нащупать то основное, единое и простое, на чём, как на игле, балансирует стрелка компаса, угадывается в очертаниях путь нашей уникальной цивилизации.

Мечта же русского сознания — это правда, красота и сострадание. Правда отличная от европейского права, которое всегда плоскостно и опирается на собственность, диктуя принцип "правильно-неправильно". Об этом принципе у нас всегда вспоминают с отсылкой к дышлу, которое легко повернуть в любую сторону. Правда же всегда вертикальна и сообщает человеку, что есть праведно, а что неправедно. Красота — это способность нашего народа созерцать божественные смыслы, получать через то откровения, откуда он и черпает свои открытия. Одним из таких открытий была "Троица" Андрея Рублева — вершина мирового изобразительного искусства, вершина выраженной красоты! Сострадание — это действенное неравнодушие, которое позволило русскому народу освоить эти огромные пространства, служа всем народам и сохраняя их культурную, национальную и религиозную идентичность. Именно это качество русского характера рождает жертвенность в служении.

Вся эта троица национальной мечты имеет источник — совесть, которая открывается нам в том загадочном русском духе, о котором говорят все — от кесаря до слесаря, — но который мало кто знает. Хотя именно дух нации способствовал возможности собраться нашему многонациональному единству, выстоять в самых жестоких сражениях и восстанавливаться от них в кратчайшие сроки. Именно этот дух является той животворящей силой, благодаря которой наш народ имеет такую выживаемость и такое дерзновение к самостоятельному пути несмотря на внешние и внутренние вызовы.

Идея

В последнее время всё острее поднимается вопрос о национальной идее. Собираются конференции, проводятся форумы, заседают экспертные советы… Следует отметить, что идея — не цель, а некий маточный питательный раствор, в котором созревают и пестуются национальные стратегии и цель. Поскольку вся русская культура пронизана православием, то можно с уверенностью сказать, что русская национальная идея была написана две тысячи лет назад на Голгофе. Иной просто и быть не может. Для меня было неожиданно, когда от президента страны Владимира Путина в 2014 году на заседании Русского географического общества я услышал простые, но ёмкие слова: "Высший смысл жизни есть Любовь".

Но как такое ёмкое понятие можно применить к гражданскому обществу, как любовь можно применить к общественно-политической жизни? Любовь применительно к гражданскому обществу есть служение. Какое? Жертвенное! И пока Россия служила миру, развивалась в парадигме "я для мира", пока русские собирали вкруг себя народы, сохраняли их, приумножали их культуру — до тех пор страна прирастала землями, народами и культурами, образуя, по меткому определению Константина Леонтьева, "цветущую сложность". Но как только разделилась в себе, как только приняли в себя парадигму "мир для меня", точно выраженную в рекламном слогане "Бери от жизни всё!", — так мы и стали рассыпаться на островки да кочки.

Цель

Если мечта формирует в человеке и обществе устремление, собирает в общность, то цель превращает население в народ и запускает центростремительный импульс собирания нации. Но к формулированию цели есть особые требования. Цель должна заключать в себе предметность, быть понятной и измеримой, должна устраивать всех, иметь потенциал многоуровневого развития. Она должна устраивать как наши традиционные духовные институты, так и государственные органы власти и управления. Она должна быть привлекательной как для отдельно взятого человека, так и для нашего многонационального общества. Она должна содержать в себе потенциал; подобно тому, как зерно содержит в себе всю мощь и ветвистость древа, так и цель должна иметь в себе мощный заряд развития в экономическом, политическом, социальном, культурно-научном, идеологическом, мировоззренческом и духовном аспекте. Она должна быть простой. Удивительно, но Михайло Васильевич Ломоносов, потом Дмитрий Иванович Менделеев, а в последних трёх посланиях президента Федеральному собранию и Владимир Путин в той или иной форме произносит эту цель: народосбережение. То есть, по сути дела, мы имеем и национальную идею — служение, и национальную цель — народосбережение, причём подтверждёонную самим президентом страны. И одно без другого быть не может, ибо служение — это основополагающий принцип Русского мира. При этом и сам Русский мир следует понимать как творческое пространство русского народа, которому самой судьбой положено наивысшее право — послужить другим народам.

Задачи

Для того чтобы утвердить принцип народосбережения целью, нам необходимо осуществить четыре главные задачи:

1) утвердить институт семьи как центральный объект государственной политики и стратегии;

2) осуществить вклад в человека, преимущественно в детей, — воспитанием, образованием и безопасностью, в том числе — личной, информационной, духовной;

3) заняться благоустройством пространства и преображением среды;

4) утвердить место России в мировом сообществе как Миротворца в евангельском смысле этого слова.

Семья есть основа государства, а также институт воспитания человека, посему без развития института семьи невозможно ни развитие общества, ни развитие государства. При этом мы должны создать наилучшие условия для воспитания личности и образования молодёжи, исследовав и выбрав всё то лучшее и полезное, что было в этом направлении сделано за весь ХХ век. Если мы продолжим стягиваться в города, то на землю без народа придут народы без земли — это закон. Посему нам необходимо разработать программу по деурбанизации страны и развить концепцию малоэтажного строительства. Это ещё и мощнейший маховик экономики, поскольку построить 50 миллионов дворов — задача интересная для экономики во всех смыслах.

Для осуществления всего вышеприведённого нам необходима высокоэффективная армия, отвечающая современным задачам. Мы видим уже сегодня, как волею судьбы мы вынуждены упреждать действия наших недругов на отдалённых подступах к нашей стране. Войдя в эти процессы, нам нужно занять позицию миротворца, где целью нашей будет способствование наведению мира, вплоть до принуждения.

Человек

Для решения этих задач нужны люди духовно-нравственного целеполагания — совестливые профессионалы. Мы видим, что в большей части совершаемых преступлений участвуют люди прекрасных манер, импозантные, с хорошими стрижками и даже благородными лицами. Но это ничего не значит. Мы не знаем, что творится у человека внутри. Для того чтобы мы могли быть уверены, что перед нами совестливый профессионал, мы должны понять, как человек относится: к вере, к семье, к Родине (большой и малой), к языку (родному и русскому), к труду (как к обязанности), к служению (как к призванию), к исторической памяти.

Проанализировав эти семь маркеров, мы можем судить о целостности природы человека. Ну, а далее — это уже вопросы профессиональных компетенций. То есть первично — человек, профессия вторична. Научить можно, был бы человек хороший. Да и к тому же известна старая истина, что плохой человек хорошим профессионалом быть не может.

Таким образом, отбирая людей для общего дела, необходимо создать механизм выдвижения их в точки формирования, принятия и исполнения решений. Эти социальные лифты должны подкрепляться личным поручительством старших наставников. Сегодня же люди продвигаются наверх по-другому принципу — "сговора и кумовства". А наставничество нам родней и ближе, поскольку исконная наша деловая культура — артельная, а не клановая.

Принцип принятия решения

Для чего всё это предлагается? Представим себе огромный зал какого-нибудь самого большого аэропорта в мире, где собрались на известный международный фестиваль классической музыки оркестры со всего мира. И тут всем становится известно, что у самого известного и уважаемого дирижёра сегодня юбилей. Милый голос из динамиков предлагает собраться музыкантам всех стран в середине зала, расчехлить свои инструменты, чтобы сыграть для маэстро поздравительную открытку. Смогут? Смогут! Почему? Потому что у них есть ноты! Так и нам необходимо договориться о том, что у нас есть партитура, понятная всем и устраивающая всех, основанная на принципе народосбережения. И что любое решение в стране должно приниматься исходя из триединого принципа: целесообразности, своевременности и полезности (в сочетании с эффективностью, но польза на первом плане, ибо не всё полезно, что эффективно!).

Таким образом, в стране возможно запустить целесоподчинённый процесс, имя которому — собирание нации через народосбережение.

Механизм

Но как, спросите вы, нам запустить этот целесоподчинённый процесс?! Дело в том, что сегодня мы все находимся в системе директивного управления. Эти признаки мы видим в управлении бизнес-процессами, в государственном секторе и даже в общественных организациях. Такой подход убивает на корню инициативу и приводит человека к апатии, проще говоря — к безразличию. В народе говорят: "Всё, что сверху, — то падает, а что снизу — растёт".

Предлагаемая призма целеполагания, выраженная в очень простой и доступной форме, позволяет нам запустить процессы снизу методом самоорганизации. Необходимо создать условия, при которых вокруг приходов Русской православной церкви собрались бы верующие профессионалы, поскольку они являются той закваской, которая может быть сегодня затребована государственной системой управления. Эти люди ближе всего к категории "совестливых профессионалов".

Второй уровень — это так называемая "Школа смыслов", которая может быть организована в летних лагерях в виде постоянно действующих смен форума, а также на площадках вузов, где госслужащие и предприниматели могли бы получать в развёрнутом виде концепцию народосбережения и конкретно разбирать принципы принимаемых решений в ракурсе целесообразности, своевременности и полезности. И третий уровень — это "Школа окружающей среды", где изучается история, культура, традиции малой и большой родины. Такой формат необходим, он рассматривается нами как питательная среда, в которой будут созревать инициативы, выраженные в самоорганизации отдельных групп граждан, преимущественно общественного поля деятельности.

Послесловие

Все вышеприведённые тезисы — это не теоретические изыски. Здесь в простой и доступной форме кратко изложен многолетний труд целого коллектива, основанный на исследованиях, экспертных заключениях и проверенный опытным путем. Уже запущены пилотные инициативы на Северном Кавказе, в Москве, в Приуралье, на Урале и в Сибири. Причём взяты регионы достаточно депрессивные. Взаимодействие выстроено следующим образом: с духовенством Русской Православной Церкви на уровне приходов создаются общины, где прихожанами изучается Евангелие. На уровне местных университетов проводятся лекции, конференции и форумы, в летнее время — лагеря, где разбирается необходимость целеполагания для страны и для отдельно взятого человека. На уровне бизнес-сообщества также проводится работа на тему личной эффективности через призму цели. Начинается работа с сектором государственных служащих. По всей стране, по всем уровням работают энтузиасты, осуществляющие обратную связь. Эти инициативы развиваются органическим способом, как разрастается сад под присмотром доброго хозяина. Мы стремимся подтолкнуть процессы самоорганизации, которые давно уже созревали в обществе. Нам остаётся только наблюдать, купируя худое и развивая доброе. Процесс собирания — процесс долгий, но уже неотвратимый.

Нам необходимо более заботиться о причинах, исследовать их, менять сами условия, чем пытаться исправлять ситуацию уже в последствиях, пытаясь "выскочить на сцену" и встроиться в уже идущее действо кем-то заданной игры, правила которой нам неведомы. Дух творит себе формы. Имея богатство духовного святоотеческого предания, мы способны и должны адаптировать этот бесценный труд к сегодняшним реалиям. Мы прекрасно можем сочетать в себе и жизнь внешнюю, и жизнь внутреннюю, нам легко и приятно говорить правду, под которую уже давно создана глобальная информационная система, мы можем удивляться и удивлять глубинами красоты, выражаемой в простых и понятных формах, мы готовы прийти на помощь даже Гондурасу, попроси он нас о том… И в этом всём есть признаки того, что мы живы, а главное, что жив в нас тот дух, о котором так много ведётся разговоров, но о котором мы как-то стесняемся заговорить и открыть его для себя и для мира.

Обращение к внутренней, сокровенной жизни нашего сердца должно стать для нас главной задачей в устремлении нашем собраться. Только это способно изменить нас и через то изменить мир. 

Илл. Александр Токарев "Большой оркестр".

Источник